Сравниваем первоисточник и экранизацию
Автор текста: Дмитрий Злотницкий
В начале июля стартовал первый сезон сериала «Этерна», снятого по циклу Веры Камши «Отблески Этерны». Уже по нескольким эпизодам можно с уверенностью сказать, что экранизация во многом отходит от книг. Мы решили разобраться в самых существенных изменениях и отступлениях от литературного первоисточника.
Прежде чем начнем, предупредим, что текст содержит спойлеры — как из цикла, так и из сериала.
Пожалуй, одной из главных черт цикла Веры Камши можно назвать то, что повествование в нем выстроено вокруг загадок, в которых приходится разбираться как персонажам, так и читателям.
Например, поначалу кажется, что сверхъестественное играет в сюжете не слишком большую роль, но по ходу истории становится очевидно, что в мире творится что-то выходящие за рамки привычных смертным интриг, войн и борьбы за власть. И тогда персонажам приходится обратиться к старым легендам, чтобы попытаться отыскать в них крупицы истины.
В сериале «Этерна» мистическая составляющая конфликта подается сразу, и некоторые персонажи изначально озабочены надвигающейся катастрофой. Мы уже в самом начале узнаем, что миру грозит бедствие, защитить от которого могут только наследники ушедших богов. Причем сама по себе такая мифология хоть и отталкивается от книжной, но в деталях значительно от нее отходит.
Схожим образом ситуация обстоит и с некоторыми более «мирскими» составляющими истории. Скажем, за несколько лет до начала «Красного на красном» в королевстве Талиг, где разворачиваются основные события, вспыхнуло восстание герцога Эгмонта Окделла. Оно было подавлено блестящим полководцем Рокэ Алвой, убившим главу мятежников на дуэли. В книгах мы постепенно узнаем детали произошедшего, и это влияет на поступки героев и наше их восприятие. В экранизации же ход восстания подробно показан уже в первом эпизоде, так что сразу же понятно, что именно тогда происходило.
Подобные решения, конечно, могут расстроить поклонников книг, которым хотелось бы видеть максимально близкую к первоисточнику экранизацию, но вполне объяснимы. Создатели «Этерны», по всей вероятности, стремились упростить историю, чтобы помочь погрузиться в нее зрителям, которые не читали оригинальных романов и кого могла бы отпугнуть сложная структура повествования.
Одним из центральных персонажей романа «Красное на красном», с которого начинается цикл Веры Камши, выступает молодой герцог Ричард Окделл, сын того самого Эгмонта. Впервые мы знакомимся с Ричардом, когда он приезжает в столицу Талига, чтобы пройти обучение в школе для оруженосцев Лаик.
По традиции отпрыски благородных семейств проходят в нем подготовку, что служит первым шагом для их будущих карьер. Ричарда отнюдь не привлекает перспектива служить власти, против которой восстал его отец, но отказаться от поступления юноша не может.
Школе оруженосцев посвящено много внимания в начале «Красного на красном» и экранного времени — в «Этерне». Но при одинаковой завязке дальнейших ход событий существенно отличается.
Во-первых, на страницах книги Ричарда и его товарищей именно учат, после чего экзаменуют для проверки их навыков и знаний. Глава Лаик, трусоватый и злобный капитан Арамона, изводит юного Окделла, поскольку отпрыска опального семейства можно третировать, не опасаясь нажить себе влиятельных врагов.
В сериале обучение в Лаик, по сути, не показано. Создатели, вероятно стремясь к высокому градусу напряжения, фокусируют все внимание на испытаниях, которые приходится проходить молодым людям. Арамона обрушивается на Ричарда сильнее, чем на других воспитанников, но и его товарищам от капитана достается. При этом экранный глава Лаик ведет себя с юношами из влиятельных семейств куда смелее, чем вроде бы должен, исходя из своего не слишком высокого звания.
Во-вторых, в книге у Арамоны очень скоро появляется дополнительный повод злобствовать. Он становится мишенью для издевательских шуток некого Сузы-Музы. В экранизации Сузе-Музе и его каверзам места не нашлось, что не просто лишает ее ряда ярких сцен, присутствующих в романе, но и заметно меняет личную историю юного Окделла. В «Красном на красном» капитан Арамона обвиняет во всем Ричарда, после чего за него вступаются несколько товарищей, и именно так начинается их дружба. В сериале же появление у Окделла друзей показано более прозаично.
В экранизации достаточно сильно изменены и некоторые ключевые персонажи или их роли в истории. Пример первого — герцог Робер Эпине. Он был участником провалившегося восстания, выжил и стал изгнанником, а затем подружился с молодым претендентом на трон Талига, из-за чего оказался в эпицентре интриг. Этот событийный ряд практически одинаков в «Красном на красном» и «Этерне», но вот образ героя при этом изменился весьма существенно.
В книгах Робер оказался вовлечен в мятеж, просто последовав за отцом и старшими братьями, а предстает он фигурой рыцарственной и романтичной. В сериале же Эпине показан ближайшим сподвижником Эгмонта и вторым человеком в восстании, а по характеру это матерый служака, достаточно практичный и циничный.
Другой персонаж, с которым связаны изменения, бросающиеся в глаза, — отец Герман, священник, преподающий в школе Лаик. В «Красном на красном» у него заметная, но небольшая роль в самом начале романа. В «Этерне» же он превратился в одного из ключевых персонажей: он пытается разобраться в тайнах древности, разыскивая способ спасти мир, и именно через его поиски подается львиная доля мифологии сериала.
А есть и обратный пример — лукавый кансильер Талига Штанцлер. На страницах «Красного на красном» он появляется часто, и мы видим, как он стремится быть эдаким наставникам Ричарда в области придворных интриг. В сериале же у него пока совсем мало экранного времени, и никакого влияния на сюжет он в первых эпизодах не оказывает.
Можно приводить и другие примеры различий между литературным первоисточником и «Этерной» — вроде отсутствующих книжных персонажей или добавленных или заметно измененных сцен. Но, полагаем, приведенных выше примеров достаточно, чтобы сделать вывод, что сериал не следует за книгой буквально, а, опираясь на нее, предлагает зрителям самостоятельную историю. Впрочем, экранизация совсем не обязана быть буквальной, чтобы получится удачной, — примеров тому хватает.
Станет ли «Этерна» одним из них, судить пока рано, — стоит дождаться хотя бы завершения первого сезона. А оригинальные книги мы смело можем рекомендовать уже сейчас. Если вам по душе фэнтези плаща и шпаги, то они имеют все шансы вам полюбиться.