В сети набирает популярность новый тренд: девушки делят мужчин на типажи и каждому «клеят» свой ярлык. В итоге «штрихами», «тюбиками», «масиками» и «чечиками» стали персонажи «Гарри Поттера», «Властелина колец», сериала «Бригада» и многие другие.
Чем хуже литературные герои? Да ничем, решили мы и тоже разделили их на типажи. О том, кто есть кто, — в нашем шуточном материале.
На сленге последних недель штрих — это «четкий», эпатажный человек, который не прочь замарать руки в криминальных делах либо просто ведет себя весьма вызывающе. «Штрих» — старое изобретение и, помимо основного значения — «короткая черта, линия» — или второй признанной коннотации — «отдельная подробность, черта», используется еще в нескольких случаях. Так, на блатном жаргоне «штрихами» именуются родители, особенно отцы, либо другие пожилые люди, а также нищие и бродяги.
Современные барышни, скорее всего, эти значения не учитывают, и, судя по твитам, «штрих» для них — символ мимолетности. С таким человеком не построить долгосрочных отношений: появился и пропал. В русской литературе таких тоже немало.
«Идейный борец за денежные знаки», и этим все сказано. Реплики знаменитого авантюриста уже давно разобрали на цитаты очарованные его обаянием читатели, а манеру одеваться копировали модники разных десятилетий. Что же до действий, то махинации и комбинации, описанные в книгах Ильфа и Петрова, не оставляют сомнений, что их литературный «сын» — настоящий «штрих».
Внешне это вполне воспитанный человек, «приятный» во всех отношениях. Автор говорит о нем как о господине не дурной наружности, но и не красавце, герой «ни слишком толст, ни слишком тонок; нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод». Словом, обычный «чечик» (о них позже), но его дьявольски хитрый план по покупке мертвых душ, за которые он смог бы получить деньги от государства, выдает в нем самого настоящего «штриха», способного на расчетливые и рискованные шаги.
Этот персонаж оправдывает свой чудовищный характер душевными травмами прошлого: «Я был скромен — меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен. <...> Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть».
Что ж, все мы «родом из детства», но не у всякого хватит дерзости украсть кавказскую княжну, скомпрометировать молодую петербурженку и застрелить ее несимпатичного ухажера. Словом, Печорин делает все, чтобы быть изгоем, но при этом оставаться в центре внимания.
История тренда началась с одного из постов, в котором девушка сравнивала некоего «чечика» с «тюбиками» (о них мы тоже расскажем). Судя по всему, «чечик» — это сокращенный вариант «человечка», в более грубом варианте — «чувака». Термин получился абсолютно нейтральным, и обозвать «чечиком» можно любого приличного мужчину. Попробуем и мы.
Еще один человек, которого государственные дела увлекают больше, чем семейные. В погоне за славой и подвигами Андрей практически оставил свою жену — «маленькую княгиню», умершую при родах. Представления о чести и благородстве не позволили ему простить любимую, но неразумную Наташу, а позже — увернуться от снаряда, тяжело его ранившего. При этом князь Андрей — человек, о котором «в Петербурге говорят как об одном из самых деятельных, образованных и умных молодых людей».
Этот герой — философ и романтик, умеющий при этом работать (в его случае — служить) и приносить этим пользу окружающим. В целом его отношение к жене не позволяет нам назвать его очаровательным «масиком», но он явно не «штрих». Скорее он типичный мужчина своего времени с плюсами и минусами.
В литературной традиции о муже Анны принято говорить как о герое если не отрицательном, то, во всяком случае, не имеющем положительных черт. Вероятно, это наследие советского периода, где хороших чиновников при царской власти быть просто не могло. Но если посмотреть правде в глаза, в чем, собственно, проблема? Не изменяет жене, содержит дом в достатке, не запрещает Анне развлекаться на балах.
Несмотря на то, что «всю жизнь свою Алексей Александрович прожил и проработал в сферах служебных», в нем остались и человеческие чувства. Он пытается спасти Анну от необдуманных шагов, трогательно переживает за нее во время родов и, в конце концов, берет на воспитание ее незаконнорожденную дочь.
«Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах... он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды, и разве только тогда отказывался от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая бездна», — писал Иван Гончаров о своем герое. Андрей Штольц, как и Каренин, — персонаж весьма недооцененный. В школьном литературоведении он, деятельный и активный, часто противопоставлен «духовному» Илье Обломову.
При этом от многих читателей ускользает, что Андрей был воспитан не только практичным отцом-немцем, но и начитанной и верующей матерью из русской дворянской семьи. Андрей богат, не останавливается на достигнутом в своих деловых вопросах, но и про «духовность» не забывает. И все же этот герой вызывает много споров. Кто-то считает, что он все время лезет не в свое дело, а кто-то видит в нем весьма приятного джентльмена, едва ли не «масика».
Под это печальное определение попали мужчины хрупкие и физически, и эмоционально. Да и вообще все кавалеры, которые, по мнению современных барышень, «недостаточно хороши». Пожалуй, самым близким эквивалентом к «тюбику» является «додик» — термин, популярный в 90-х — начале 00-х. В молодежном сленге «додиками» назвали хилых, ничем не примечательных людей.
Вторым синонимом для «тюбика» с большой натяжкой можно назвать «ботаника» — с той лишь оговоркой, что последний подразумевает не только физическую хрупкость, но и высокое интеллектуальное развитие.
Что же до самих «тюбиков», то главную роль в появлении этого термина, скорее всего, сыграла аналогия с зубной пастой, на упаковку которой легко надавить. По мнению нашей редакции, «тюбиками» в русской литературе являются следующие персонажи:
«Тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины», — пишет Иван Гончаров о своем герое. Обломов стал символом лени и бездействия, а его фамилия послужила основой для термина, характеризующего апатию, рутину и уныние. И если сам Илья Ильич хоть как-то оправдан перед читателями тем, что он тонко чувствует этот мир, то его образ жизни — «обломовщина» — навсегда останется отрицательным явлением.
Мы долго думали, включать ли Пьера в этот список. Он толст, но необыкновенно силен, податлив чужому влиянию, но ищет себя и пытается сформировать собственное мнение. В конце концов, у Пьера складывается особое мировоззрение, близкое взглядам самого Льва Толстого, но в начале романа он — типичный «тюбик», тот самый, который сегодня даже при больших деньгах не догадается отвезти барышню в ресторан, а позовет гулять по парку. Это, согласитесь, не всем светским львицам по нраву.
Еще один неоднозначный герой. С одной стороны, он автор, творец, мыслитель, с другой — человек, не выдержавший испытаний, выпавших на его писательскую долю. Ответ перед Воландом и Иешуа за него держит Маргарита. И неизвестно, получил бы он покой, если бы не любимая женщина.
Пожалуй, один из самых старых терминов текущего тренда. Слово фиксируется с конца 90-х как уменьшительно-ласкательное обозначение детей и партнеров. Нас, конечно, интересует второе значение. Сегодня «масиками» называют милых молодых людей, которые умеют красиво ухаживать и способны очаровать подруг своей спутницы. В русской литературе таких персонажей не так уж и много.
«Он потерял слабость, став широк костью и крепок мускулами, бледность заменил темным загаром, изысканную беспечность движений отдал за уверенную меткость работающей руки, а в его думающих глазах отразился блеск, как у человека, смотрящего на огонь. И его речь, утратив неравномерную, надменно застенчивую текучесть, стала краткой и точной, как удар чайки в струю за трепетным серебром рыб», — пишет о своем герое Александр Грин.
В пятнадцать лет, как мы знаем из «Алых парусов», Грей был типичным «тюбиком», но со временем превратился в «рыцаря без страха и упрека». Привлекателен, богат, способен на подвиги и красивые жесты, — Артур Грей стал символом идеального мужчины.
Герою неоконченного пушкинского романа, конечно, сильно не повезло. Он теряет наследство, доброго и заботливого отца, любимую женщину, а согласно черновикам, еще и родину. Несмотря на это, читатели охотно списывают неудачи Дубровского на силу внешних обстоятельств, а его самого — доброго, честного и благородного юношу — считают героем.
Еще один персонаж Александра Пушкина, способный покорить сердце любой читательницы. Потомственный дворянин, офицер и человек чести, он далек от социальных условных рамок. Петр готов помочь ближнему, даже если этот ближний — разбойник с большой дороги, совершить подвиг ради любимой женщины и жениться на ней, несмотря на разницу в статусе.