Одна из самых популярных российских писательниц о мастерстве, любимых книгах и о том, как автору преодолеть творческие кризисы
Как избавиться от творческого кризиса? Какие качества будут мешать литератору? Как провести границу между работой и личной жизнью? Об этом и о многом другом мы поговорили с известной писательницей Татьяной Поляковой, признанным автором детективов. В этом году исполняется 20 лет с тех пор, как вышел ее дебютный роман. С тех пор она бросила работу в детском саду, полностью посвятив себя литературному труду.
За годы вашей литературной карьеры опубликованы десятки замечательных детективов. Создание какого из них вам далось тяжелее всего?
Наверное, сериал об Ольге Рязанцевой. Я писала его в течение 8 лет, менялся мир вокруг, и я тоже менялась. И осмысление новых реальностей иногда было болезненным, я сама, точно моя героиня, зачастую не знала, как надо относиться к этим изменениям. В каком- то смысле это была работа над романами и работа над собой.
Насколько мне известно, вы пишите только ручкой в тетрадке по 96 листов. А какие еще писательские привычки выработались за эти годы?
Уже несколько лет я по просьбе своего секретаря заменила две тетради по 96 листов на четыре по 48. Принципиально ничего не изменилось, но она гораздо раньше начинает перепечатывать текст. Я никогда не начинаю работу в выходные или в понедельник, и, каждый раз, прежде чем приступать к роману, кричу: «Поехали!»
Вы много путешествуете. Какой город вдохновил вас больше других?
Я очень люблю Венецию. Действие романа «Сжигая за собой мосты» начинается в Венеции, что для меня не свойственно, я редко отправляю своих героев так далеко от европейской части России.
Были ли у вас творческие кризисы? И если «да», то как вы с ними боролись?
Конечно. Борюсь очень просто, встречаюсь с друзьями, отправляюсь в путешествие и твердо верю, что в нужное время все придет. Главное — не паниковать, а постоянно работать: представлять своих героев в той или иной ситуации, прикидывать различные варианты развития событий, и в конце концов идея появится.
А была ли книга, которую вы решили не дописывать или же отложить на потом?
Нет, все начатое я довожу до конца, такой характер. Есть два романа, написанные довольно давно, которые я не стала опубликовывать.
Как вы проводите границу между вашей работой и личной жизнью?
Для писателя это сложно, ведь мозг работает постоянно, а не только когда садишься за письменный стол. Но я стараюсь сдерживать свою фантазию, и, когда я с близкими, напоминаю себе, что «я здесь и сейчас». Поначалу это было нелегко, но за двадцать лет научилась.
Не могли бы назвать пять своих самых любимых романов отечественных и зарубежных классиков?
За годы мои вкусы, конечно, менялись. Но до сих пор с удовольствием перечитываю «Мертвые души» Гоголя, «Бесов» Достоевского, «Горе от ума» Грибоедова, «Иосифа и его братьев» Томаса Манна и «Осквернителей праха» Фолкнера.
Довольно часто писателей спрашивают про то, какими качествами они должны обладать в обязательном порядке. По вашему мнению, есть ли такие качества, которые литератору будут мешать?
С моей точки зрения, суетливость, нервозность. Процессу это только вредит. От процесса следует получать удовольствие, причем от мук творчества тоже. И конечно, зависимость от мнения других — эта черта способна испортить автору жизнь. К мнению других стоит прислушаться, но и только, ведь сколько людей — столько и мнений, глупо рассчитывать всем угодить.
Не могу не спросить про ваши творческие планы. О чем будут ваши новые книги?
Продолжу две серии, «Четверку» и «Владана Марича», и, конечно, появятся новые герои (я на это надеюсь).