Рассказываем, почему детские книги Кира Булычева не теряют своей актуальности
Кадр из сериала «Гостья из будущего», 1984
Алиса Селезнева учит марсианский язык по видеосвязи, говорит со взрослыми на равных и знает ну очень много для обычной школьницы. Она путешествует во времени, пытаясь выследить гостя из прошлого, вступает в схватку с космическими пиратами, отправляется в заповедник, где обитают сказочные герои, и участвует в экспедициях на другие планеты вместе со своим отцом и его коллегами.
Свои воспоминания о приключениях Алисы найдутся не у одного поколения читателей. Кто-то вспомнит однотонные томики с золотым тиснением, выходившие в начале 1990-х, кто-то — знаменитую экранизацию с Натальей Гусевой в главной роли или газеты и журналы, где публиковались истории Кира Булычева. Василий Владимирский — редактор, книжный обозреватель и ведущий подкаста «ФантКаст» — вспоминает:
«Поскольку я 1975 года рождения и, как приличный ребенок, выписывал и „Пионерскую правду“, и „Юного техника“, пройти мимо Алисы Селезневой, разумеется, никак не мог. Уж не говорю про мультфильм „Тайна третьей планеты“ и телесериал „Гостья из будущего“. Другое дело, что с лучшими (ранними) повестями про Алису — „Сто лет тому вперед“, „Миллион приключений“, „День рождения Алисы“ — я познакомился позднее, уже подростком, когда шерстил все доступные библиотеки в поисках фантастики, которая в СССР была предметом острого дефицита. Можно сказать, мне повезло: сначала проглотил демо-версию, газетные и журнальные публикации, то, что попроще, потом перешел к полному формату».
При этом, если вы с теплом вспоминаете книги Кира Булычева, но опасаетесь, что дети их не поймут, отбросьте сомнения прочь. Алиса с легкостью покорит и современных детей, которых, кажется, удивить и увлечь гораздо сложнее. Почему фантастический цикл Кира Булычева не теряет своей актуальности, разбираем в нашем материале.
Первые читатели познакомились с Алисой Селезневой, когда в сборнике «Мир приключений 1965» вышла повесть «Девочка, с которой ничего не случится». В этих коротких рассказах «о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанных ее отцом» невероятное выступает в роли обыденного. Тут потеряться на Марсе, сев в почтовую ракету, сродни тому, как проехать лишнюю остановку на автобусе и попасть в незнакомый район. А вместе с земляникой на полянке можно собрать парочку пропавших гостей с далекой планеты.
В повести Алиса, которой еще только предстоит пойти в первый класс, показана глазами отца — космозоолога и исследователя, работающего в Московском зоопарке. Сами короткие истории рассказчика походят на байки, какие бережно хранит любой родитель о своих детях. А за деланным недовольством по поводу непоседливости ребенка сквозит отцовская гордость. Этот посыл, что любые чудеса — это естественно, сохраняется и в других книгах об Алисе.
Мальчика Колю из книги «Сто лет тому вперед», который на машине времени переносится в будущее, поражают его развитые не по годам ровесники. Они занимаются селекцией и создают необычные гибриды растений, прямо как взрослые. Да и в целом дадут фору одноклассникам Коли, среди которых немало талантливых ребят.
Информационная подкованность роднит школьников конца и начала XXI века. Благодаря познавательным книгам многие современные дети узнают о черных дырах, динозаврах, эволюции и технология еще до начала школы, а годам к девяти управляются с гаджетами увереннее взрослых. Многие родители, не скупясь на кружки и занятия с репетиторами, с малых лет растят будущих программистов и инженеров. Загруженным по уши читателям легко узнать себя в деловитых героях книг об Алисе. И, конечно, будет приятно помечтать об их независимости и самостоятельности.
Мир будущего, созданный Киром Булычевым, похож на фантастическую сказку, где за каждым поворотом ждут приключения. Тут на симпозиум по лингвистике из далекой галактики прилетают синяя лошадь и садовая лейка с руками и ногами, а на планете Персипона можно встретить говорящего паучка, который предскажет двойку на экзамене. Машина времени способна перенести и в 1982 год, и в Средневековье, где предстоит столкнуться с настоящими крестоносцами. А старым другом Алисы становится Громозека с планеты Чумароза — «грозное чудовище, с виду похожее сразу на слона и осьминога, и добрейшее существо в душе».
Открывая книгу, ребенок не только устремится навстречу далеким планетам и галактикам, но и будет фантазировать и рисовать будущее в радужном цвете, как это возможно только в детстве. При этом Кир Булычев видит в своих маленьких читателях равных, поэтому, несмотря на сказочность, в его книгах нет снисходительного тона в отношении их возраста.
Всем детям присуще чувство всемогущества. Кажется, нет задачи, которая им не под силу, только бы взрослые ослабили контроль и дали свободу. Эта свобода есть и у героев книг Кира Булычева, которые отправляются на помощь тем, кто в ней нуждается, и самостоятельно выпутываются из разных передряг. Что важно, без серьезных последствий.
«У повестей Булычева про Алису есть уникальное свойство: они внушают ребенку чувство защищенности. Помните, как называлась первая история из этого цикла? „Девочка, с которой ничего не случится“. Так и есть: космические пираты, пришельцы, путешествия во времени, безумные роботы, дикие звери, — мы заранее знаем, что все это не нанесет героине и ее друзьям никакой травмы. Веселые приключения, из которых Алиса непременно выпутается — в крайнем случае, придут взрослые и раздадут сестрам по серьгам. Причем я бы не сказал, что уместно говорить о „новом поколении“. На самом деле для советской детской литературы цикл Булычева тоже явление почти уникальное, мало кто из его современников был способен передать это чувство защищенности. За то и любим, за то и перечитываем, — хотя большинство авторов шестидесятых-девяностых давно забыли», — рассказывает Василий Владимирский.
Современные книги по воспитанию напоминают, что новому поколению для успеха просто необходимо прокачивать soft skills. Это универсальные навыки вроде умения общаться с людьми, творчески мыслить и отвечать за принятые решения. Герои «Приключений Алисы» справляются с этими задачами на отлично. Да и сам писатель в одном из интервью отмечал, что сухие факты и знания — это не то, что нужно детям:
«Дети любознательны, остры, наблюдательны. И на сегодняшний день очень информированы. Двадцать первый век — вот он, уже стучится. Надо подготовить ребят к вступлению в него. В этом я вижу главную задачу современной фантастики. Как подготовить? Не просто знакомить читателей с парадоксальными научными гипотезами и идеями, воплощение которых — дело будущего, но учить мыслить, логически рассуждать, анализировать. И делать все это быстро — ведь уровень сложности мира возрастает, человек должен успевать за временем, а не плестись у него в хвосте.
Вот Алиса поспевает. Помните историю с кустиками, которые наступали на экипаж „Пегаса“, так, что Зеленый кинулся к огнемету? Что делает Алиса? Она попросту поливает эти кустики. Ведь кустики — растения, рассуждает она. Значит, их надо поливать. Напившись, кустики и в самом деле стали дружелюбны. Один мальчик мне сказал: „Интересно, а я бы мог догадаться?“. И задумался. Хорошо, что задумался».
Книги Кира Булычева и через десятки лет после выхода помогают читателям задумываться, фантазировать и мечтать. И не важно, сколько им лет.
На книги Кира Булычева действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.