Разбираем сюжетный троп «бегство» вместе с Анастасией Гор и Яной Лехчиной
Бежать без остановки, чтобы спастись от преследования и реальной опасности, пугающего прошлого или собственной судьбы, — в таком сюжете кроется огромный потенциал, и на его основе можно построить и детектив, и авантюрный роман, и романтическую историю. Троп о бегстве придал роману «Шантарам» тот драйв, который сделал книгу культовой и обеспечил автору мировую славу. А в популярной дилогии Бьянки Иосивони «Быстро падая» побег из дома становится для героини первым шагом к исцелению от душевной боли.
Огромные возможности этот троп открывает перед авторами и читателями фэнтези. Бегущий герой становится проводником в фантастическом мире, созданном писателем. Если причина побега держится в тайне, интрига обеспечена. А необходимость скрываться и перемещаться с места на место оставляет широкий простор для взаимодействия героев.
Чем еще интересна эта сюжетная линия и как использовать ее в своей истории на все сто, мы узнали у Анастасии Гор и Яны Лехчиной.
Одри Дефо, главная героиня романа Анастасии Гор «Ковен озера Шамплейн», вынуждена бежать и скрываться после того, как брат уничтожил всех ее близких. Юная ведьма прячется в многолюдном городе и колдует только для выживания.
Жгучее одиночество, загнанность и вместе с тем желание когда-нибудь вернуться домой — то, с чего начинается знакомство с Одри. Встреча с молодым детективом Коулом Гастингсом и договор с ним дарят девушке надежду и становятся отправной точкой к возвращению. Анастасия Гор признается, что бегство героя — один из ее любимых сюжетов.
«Я люблю этот троп как раз потому, что он придает истории определенный приключенческий вайб, а персонажу — некоторую „сумасшедшинку“. Согласитесь, вряд ли в бега пустится здравомыслящий и спокойный герой-домосед. А если и пустится, то это наверняка будет неловко, смешно и опасно! Так что здесь открывается огромный горизонт для самых разных конфликтов, диссонансов и неординарных черт характера вроде клептомании, как у моей героини Одри Дефо», — говорит писательница.
В такой экстремальной ситуации, как побег, герою не остается выбора, кроме как раскрыть свои таланты и способности, как-нибудь необычно проявить себя.
«Побег — это стресс, а на стресс все реагируют по-разному. Паникуют или сохраняют холодный рассудок, просят помощи или замыкаются в себе, злятся, впадают в апатию — что угодно. Всё индивидуально, поэтому и интересно», — отмечает Яна Лехчина.
А вот бегство от прошлого или от судьбы, когда над героем не нависает постоянная опасность, может подарить атмосферу роуд-стори, в которой читателю открываются новые места, а сам он может следить за трансформацией персонажей.
Кто угодно, и это открывает перед писателем массу возможностей: от драматичного накала страстей до откровенно смешных моментов. Все зависит от темперамента «беглеца» и его целей. Если это беззащитная дева в беде, получится одна история, если воин, умеющий только убивать, — совсем другая.
«Всё, что герой встречает на пути, он воспринимает через призму своего опыта и характера, — и если один персонаж презрительно фыркнет, то второй восхитится и захочет узнать больше», — говорит Яна Лехчина.
Героиня ее романа «Лихо. Медь и мед» Ольжана оставила один чародейский двор, чтобы примкнуть к другому, и теперь по следу молодой колдуньи идет чудовище. Что это — месть за сделанный ею выбор, стечение обстоятельств или сложная многоходовая игра, в которой девушке теперь предстоит разобраться? В попытках спастись от погони ей приходится пересечь всю страну.
«Мне нравится, когда герой — не просто жертва обстоятельств, а человек, ответственный за свою судьбу. Он или она приняли решения, которые и привели их туда, где они есть сейчас. Правильные решения или нет, достойные или не очень — над этим герой и размышляет», — говорит Яна.
Перед автором, использующим троп «бегство», стоят две основные задачи. В первую очередь, это мотивация героя.
«В этом тропе важно достоверно показать эту цепочку „причина бегства — бегство — переосмысление необходимости бежать“. То есть персонаж действительно должен столкнуться с чем-то тяжелым и страшным, чтобы это заставило его пуститься в долгий путь. Затем важно детализировать само бегство, реалистично показать, как он справляется с ним, какие приключения себе наживает, какое очарование в этом всем находит и т.д. Но затем у героя, как и у любого человека, в какой-то момент должен произойти скачок в развитии. Он должен остановиться и осознать, что больше не беглец. Хватит с него», — делится Анастасия Гор.
Эта цепочка становится остовом, вокруг которого выстраивается сюжет. В истории может быть даже указан пункт назначения, куда герой стремится в надежде обрести покой. Но, если он станет лишь промежуточным звеном и не принесет персонажу ожидаемой безопасности, это может придать сюжету дополнительный импульс. Главное, не перестараться, нагнетая напряжение.
«Мне кажется, самое сложное — контролировать градус напряжения. Если герою постоянно плохо, читатель привыкает к этому, и жуткие сцены уже не дают такого эффекта. Поэтому я старалась играть на контрасте и разбавлять тревожные сцены уютными. Мне хотелось, чтобы главная героиня вела себя как живой человек, а значит, адаптировалась к ситуации, — можно дать слабину и впасть в отчаяние, но потом снова поверить в лучшее. Можно шутить, отвлекаться, беспокоиться с виду о незначительных вещах, но ощущать фоновую усталость от постоянного страха», — говорит Яна Лехчина.
Тут все зависит от фантазии автора, жанра и правил, по которым живет его история. Анастасия Гор признается, что, поскольку ее персонажи-беглецы спасаются от прошлого, она любит совмещать троп с темой принятия себя и прощением.
«А еще с ним отлично смотрится троп „лав-хейт“ или, по крайней мере, „вынужденные союзники“! Сразу становится горячо и задорно», — говорит писательница.
Троп «обретенная семья» подарит беглецам необходимую им передышку и сделает историю более уютной. Наличие макгаффина — некоего предмета, которым все хотят обладать, — сразу добавит дух авантюризма и приключений. А чтобы сюжет вышел более острым, можно перевернуть историю и в какой-то момент превратить беглеца из жертвы в опасного хищника. Если у самого писателя случилась химия с этим тропом, читатели обязательно ее почувствуют.
На книги Анастасии Гор и Яны Лехчиной действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.