Писатель и журналист рассказал о перспективах детективного жанра в России
Главный редактор сайта РИАМО, инфопартнера премии «Русский детектив», Максим Шарапов уверен: чтение — один из важнейших аспектов личностного и духовного развития. А значит, поддержка начинающих литераторов — не что иное, как инвестиции в будущее всего населения страны. Мы поговорили с журналистом о тонкостях создания захватывающих романов и перспективах дебютантов в нынешних реалиях.
Детектив всегда был и остается одним из самых популярных литературных направлений. Многие писатели работают в этом жанре, книги активно раскупаются. В чем, на ваш взгляд, основные задачи премии? И почему вы решили поддержать ее?
Мы поддерживаем не только эту премию, но и многие другие книжные проекты, ведь литература — один из важнейших элементов в вопросе саморазвития. Чтение — лучший способ работы над собой, и его не смогут заменить ни кино, ни соцсети, ни компьютерные игры. А хороший детектив — это доступный и эффективный тренажер для мозгов. Поэтому будет здорово, если премия «Русский детектив» откроет новых авторов, которые привнесут в этот жанр какие-то свежие идеи и персонажей.
Как вы лично относитесь к этому направлению? И что такое, в вашем понимании, качественный детектив?
Я всегда ценю в книгах непредсказуемость развития авторской мысли. Не сюжета, но именно мысли. Если читатель заранее понимает, куда клонит литератор, просчитывает психологические повороты повествования, то произведение сразу же теряет свою привлекательность. Поэтому в качественном детективе, на мой взгляд, не должно быть штампов и банальностей. Любой выдающийся роман — это не просто набор литературных техник и стилистических приемов, но и не поддающееся систематизации волшебство. Без этой «магии» ничего не выйдет.
Читайте также: 5 новых загадок для любителей прозы Агаты КристиЮмор в сюжете играет большую роль? Чего сегодня больше хочется читателю: погрустить, остаться максимально серьезным или все-таки отвлечься от насущных проблем при помощи книги, посмеяться?
Без смеха, конечно, нельзя. Вспомните того же Конан Дойла, в рассказах которого постоянно присутствует ирония, да и сам мистер Шерлок Холмс — персонаж с отличным чувством юмора. И читатель это, безусловно, ценит. Однако юмор должен быть частью характера героев, общего настроения книги, а не просто отдельными врезками в нее, лишь бы пошутить. Тогда он заиграет.
Что касается современного читателя, то большинству, наверное, хочется все-таки развлечься и отдохнуть, а погружение в серьезную литературу — это всегда большой и сложный умственный труд. Но и скатываться в сплошное развлечение тоже не стоит, нельзя идти на поводу у публики. Людей надо воспитывать качественными произведениями.
Читайте также: Секс-символ XIX века или безумец?Как вы в целом относитесь к современной литературе? Есть у нее шансы потягаться с классикой?
Знаете, как человек, окончивший филологический факультет, я воспитан на классике. И читая современные произведения, невольно сравниваю их с мировыми шедеврами и замечаю много перепевов — и сюжетных, и образных, и психологических. Но тот же филфак научил меня простой истине: великие писатели и книги выкристаллизовываются не сразу, постепенно очищаясь от литературной шелухи, которая шелестит вокруг во все эпохи. Во времена Гюго, например, было полно романистов, которые тоже были популярны. Их имена сейчас помнят только специалисты. Время все расставило по местам. Поэтому нет ничего страшного в том, что сейчас пишут все. Литература живет, и это главное. А будущих классиков отфильтрует время.
Как думаете, сегодняшняя реальность и обстановка в мире найдет отражение в литературе?
Не сомневаюсь, что найдет. Такие значительные события всегда отражаются в литературе. И это хорошо. Мне кажется, нам как раз не хватает сильных книг о современных событиях, современном человеке. Слишком часто мы возвращаемся и переосмысливаем события уже давно минувшие.
На что следует ориентироваться конкурсантам, да и вообще начинающим авторам?
На классику. Во-первых, чтобы понимать уровень, уже установленный большими писателями, и стремиться к нему. А во-вторых, чтобы не повторяться.
Каким должен быть роман, чтобы его захотели видеть в финале конкурса, опубликовать в крупном издательстве?
Прежде всего оригинальным, ярким и стилистически «вкусным». Но даже при этих условиях ему не гарантирована слава. Литература — дама капризная, и часто выбирает в свои фавориты тех, кого даже опытные издатели не замечали или не считали перспективными.