Рассказываем о лучших фильмах по произведениям «короля ужасов»
Имя Стивена Кинга давно стало синонимом хорроров. Писатель не только вернул этому жанру былое уважение, но и попытался очистить его от различных клише. Со временем сюжеты Кинга сами стали клишированными, во многом благодаря кинематографу. Одних только полнометражных экранизаций его книг насчитывается около семи десятков, среди них есть и настоящие шедевры.
Американский актер и продюсер Йен Натан в книге «Стивен Кинг. Король ужасов» выбрал наиболее известные фильмы. Мы внимательно прочли работу Натана и решили напомнить вам о некоторых из них.
«Я создал „Кэрри“, — любит повторять писатель, — а „Кэрри“ создала меня». Кингу было всего 22 года, когда он опубликовал этот роман, и неизвестно, стала бы история о старшекласснице-тихоне настолько популярной, если бы не фильм режиссера Брайана Де Пальмы.
«Кэрри» была первой экранизацией произведения Кинга — и сразу оказалась в центре внимания зрителей и критиков. Только в США она собрала 33,8 млн долларов. Вспоминая о работе над фильмом, режиссер утверждал, что «выложился по полной». Тут и долгий кастинг, во время которого актриса Сисси Спэйсек буквально отвоевала себе главную роль, и сложные съемки, заставившие перфекционистов Де Пальму и Спейсек рисковать собственным здоровьем и придумывать новые и новые ходы, чтобы сделать фильм не просто калейдоскопом ужасов. Однако главным секретом популярности стала история, нетривиальная для Америки семидесятых. Де Пальма сузил мир главной героини до школы и дома, и там, где Кинг взрывает целый город, режиссер ограничился одним учебным заведением, что лишь подчеркнуло трагедию самой Кэрри, которую травля и домашняя тирания довели до отчаяния.
Фильм действительно получился не просто остросюжетным хоррором. Сильный социальный подтекст в нем соседствует с реминисценциями к другим классическим картинам. Так, в саундтреке звучат мотивы из «Психо», а название школы — Bates High — отсылает к имени хичкоковского героя Нормана Бэйтса.
Роман Стивена Кинга «Сияние» — пожалуй, одно из самых автобиографичных произведений автора. И хотя писатель не любит, когда критики «лезут к нему в душу», пытаясь трактовать прозу как отголосок событий из жизни, в случае с этой книгой все обстоит именно так.
«Сияние» было написано в пик алкоголизма Кинга и страшного периода, когда он начал осознавать, что жена и сын могут раздражать его и, якобы, мешать творчеству. Сам писатель с этим чувством справился, а вот его герой Джек Торренс так и остался в заложниках у своих страхов, потеряв семью и жизнь.
Возможно, из-за очень личного отношения Кинга к «Сиянию» писателю не понравилась экранизация Стэнли Кубрика, который по-своему взглянул на историю. Сегодня эта картина считается кинематографическим шедевром, а игра Джека Николсона, исполнившего роль Торренса, — образцом актерской работы, однако Кинг до сих пор не скрывает своей неприязни:
«Очевидно, людям очень нравится этот фильм, и они не понимают, почему мне он не нравится. Потому что книга горячая, а фильм холодный; книга заканчивается огнем, а фильм — льдом. В книге есть настоящая сюжетная арка. Вы видите этого парня, Джека Торренса, который старается быть хорошим, но в таком месте он потихоньку сходит с ума. Но когда я посмотрел фильм, мне показалось, что Джек сошел с ума уже в первой сцене».
Сложно поверить, что сценарий этого фильма написан по мотивам повести Стивена Кинга. Тут нет ни капли сверхъестественного, а сам сюжет и его концовка настолько обнадеживающие, что граничат с мелодрамой. Это глубокая и прекрасная работа режиссера Фрэнка Дарабонта, где нашлось место и классической музыке, и литературному эскапизму, и истории сразу нескольких заключенных. Все повествование — это своеобразный «побег» от тюремной реальности в мир искусства.
Дарабонт написал сценарий за восемь недель, и когда его «фолиант» попал на стол к Стивену Кингу, тот был уверен, что у молодого режиссера ничего не получится: «Все это было слишком затянуто, слишком правильно и... слишком добросердечно что ли». История Энди Дюфрейна, который провел многие годы в тюрьме за чужое преступление, и его друга Эллиса Бойда Рэддлинга (Рэда) действительно провалилась в прокате. Но фильм вышел в тот год, когда мир наслаждался бегущим Форрестом Гампом и танцем Умы Турман и Джона Траволты из «Криминального чтива». В результате зрители медленно «переоткрывали» картину на видеокассетах и по кабельному ТВ, что не помешало ей в итоге войти в список лучших фильмов по версии IMDb.