Как фэнтези со славянской эстетикой оборачивается сказкотерапией для взрослых
В издательстве «Эксмо» выходит роман Анастасии Андриановой «Сквозь топь и туман». Первая часть дилогии рассказывает о мире Сонных топей. Там прогулки после заката вне деревни могут обернуться встречей с нежитью. Упырей, способных растерзать и обескровить человека, становится все больше. Одной из их жертв считают Раско, младшего брата Мавны из семьи пекарей, который сгинул на болотах. Девушка не теряет надежды вернуть мальчика и готова пойти на риск.
В этой и других историях Анастасия Андрианова вдохновляется русскими сказками, погружает в атмосферу старинных деревень и создает удивительные миры. В ее романы проваливаешься как в сладкий сон — и просыпаешься после него обновленным. В чем магия писательницы и почему она не считает свои книги славянским фэнтези? Рассказываем в нашем материале.
Книги Анастасии Андриановой относят к славянскому фэнтези, но сама писательница предпочитает называть их «фэнтези со славянской эстетикой». Она создает миры, где существуют свои верования, обычаи и политическое устройство, порой далекие от того, что было в Древней Руси. Но быт, наряды, оружие и прочее позаимствованы именно из русской культуры.
Анастасия рассказала, что интерес к славянскому антуражу возник благодаря активным походам по музеям, где можно было увидеть резные чарки, наличники, одежду, кухонную утварь, схемы построения изб и городов. Тогда же возникла идея и образы героев будущих «Путей Волхвов». И впечатлившая писательницу эстетика не только объединила разрозненные элементы, но и дала толчок сюжету.
Еще один роман писательницы — «Песня чудовищ» — можно назвать ретеллингом сказки о Жар-птице. Но изначально история была вдохновлена картиной Виктора Васнецова «Сирин и Алконост. Песнь радости и печали», а образы мощнокрылых птиц с головами прекрасных дев перекочевали в книгу. При этом мир, где существуют девоптицы и три царских сына, которые должны доставить одну из них умирающему царю, самобытен. Тут идет давняя вражда между царством Аларией и соседним Стрейвином, где обитают могучие колдуны. И это противостояние добавляет интригу в сюжет.
Творчество Анастасии Андриановой — подарок тем, кто не готов нырять в большие циклы. Большинство ее историй — одиночные романы. Но «Сквозь топь и туман» и «Через пламя и ночь» — дилогия.
«Пути Волхвов» и «Мертвое Царство» относятся к одному миру, однако каждую из них можно читать отдельно. Это темное пугающее фэнтези, в котором переплетаются судьбы нескольких героев.
«Пути Волхвов» повествуют о фантастической пандемии под названием Морь, накрывшей мир людей. Одних она убивает, а других награждает рогами, чешуей, копытами и другими физическими особенностями. Жертвой загадочной хвори становится и княжич, для которого нужно срочно найти целителя. А в «Мертвом Царстве» неосторожная ворожба девушки Ивель, пытавшейся воскресить командующего армией, приводит к непредвиденным последствиям.
Наблюдательный читатель найдет в романах Анастасии Андриановой отсылки к хорошо знакомым сказкам и фольклору. Вот только ни одна из ее историй не является стопроцентным ретеллингом. Каждый раз это оригинальный сюжет, способный не раз удивить читателя.
В «Песни чудовищ» есть и чудесная девоптица, за которой отправляются царские сыновья, и коварные старшие братья, оставляющие младшего Ивлада на погибель. Но это лишь зачин. Дальше последуют головокружительные приключения, и предсказать следующий шаг героев будет очень сложно.
Читайте также: 25 лучших романов и циклов российского фэнтези
То же касается и новинки «Сквозь топь и туман». Новый знакомец Мавны носит на поясе лягушачью шкурку, а кожа его бледна и холодна. Но вместе с тем он не похож ни на привычных упырей, ни на другую знакомую девушке нежить. Да и говорит и действует как обычный юноша. Кто он и какие цели преследует, остается загадкой.
Авторское умение создать интригу и выстроить сюжет так, что заскучать невозможно, делает романы Анастасии Андриановой идеальным чтением для любителей приключений.
В книгах Анастасии Андриановой много действия, событий и диалогов. При этом писательница не забывает и об описаниях. Она дает их ровно столько, чтобы погрузить читателей в атмосферу, но не отвлечь при этом от сюжета. Так что в «Песни чудовищ» вы будете чувствовать обжигающий мороз на коже во время погони и ощущать неприятные запахи захолустного трактира. А в «Сквозь топь и туман» — вдыхать аромат пекарни и присматриваться к пугающим силуэтам в сумерках.
«Вечер густо пах крапивой, дикой мятой и болиголовом — ничего нового, но каждый раз Мавна не могла надышаться. Туман лип влагой к волосам, от росы подол платья быстро намок и стал приставать к ногам. По улице мигали огоньки: горели у оконцев свечи, чтобы отпугивать полуночниц и мелкую пакостную нечисть».
«Сквозь топь и туман»
Если вы соскучились по деревенскому лету и хотите прямиком перенестись туда, где отцветает липа, а ясное небо перед закатом наливается розовым и серо-лиловым цветами, то смело беритесь за новинку.
Герои писательницы, несмотря на всю сказочность повествования, больше похожи на живых людей, а не на архетипы. Они проявляют слабость, терзаются сомнениями, совершают необдуманные поступки, а порой страдают конкретными ментальными недугами. Так, у кое-кого из персонажей романа «Сквозь топь и туман» можно разглядеть признаки ОКР и депрессии.
Это обычные люди, которые даже не могут представить себя борцами с большим злом и вершителями судеб мира. Им куда привычнее хвататься за рутинные дела, такие как выпечка хлеба, забота о близких. И только желание защитить свою семью или же, как в случае с Мавной, вернуть брата может толкнуть героев на путь приключений.
При этом умение посвящать себя любимому делу и сохранять рассудок, когда вокруг творится чертовщина и вот-вот начнется апокалипсис, оказывается настоящей суперспособностью. А для того, чтобы справиться с внешним злом, важно начать с собственных демонов.
Попробуйте прожить несколько дней в сказочных мирах, наблюдая за героями, которые переживают трагедии, ищут выход из невозможных ситуаций и учатся доверять себе и окружающим. Возможно, вы почувствуете с ними родство, а еще напомните себе, что можно быть героем, даже если вы просто печете булочки и остаетесь человеком.
На книги Анастасии Андриановой действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.