Рассказываем о громкой премьере и романе Кира Булычева, который лег в основу фильма
В широкий прокат выходит фильм Александра Андрющенко «Сто лет тому вперед», снятый по одноименной повести Кира Булычева. У картины по-настоящему звездный состав: Саша Петров, Юра Борисов, Константин Хабенский, Виктория Исакова. А опытным актерам ничуть не уступают уже заявившие о себе в других проектах Даша Верещагина и Марк Эйдельштейн.
Авторы картины перенесли главного героя Колю в наше время, да и самих школьников сделали старше (в книге им по 12 лет, в экранизации — по 16). Так что преданные фанаты писателя настороженно ждали возвращения Алисы Селезневой на экраны. А кто-то и вовсе считал, что донести очарование советской фантастики до современных подростков — миссия невыполнимая. Но, судя по первым обзорам критиков и отзывам зрителей, фильм получился, пусть и сделан он сильно по мотивам.
Что говорят эксперты и почему стоит познакомиться не только с экранизацией, но и первоисточником, рассказываем в нашем материале.
Мнения критиков и обозревателей, которые уже успели посмотреть фильм, разделились. Кто-то видит с любовью сделанное кино, вдохновленное не только книгами Кира Булычева, но и современной гик-культурой. А кто-то считает поделкой, в которой слишком много оглядок на западную супергероику.
Но ясно одно: новинку стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы составить собственное мнение. А еще важно помнить, что у картины мало общего как с первоисточником, так и с легендарной советской экранизацией «Гостья из будущего».
Александр Андрющенко снял внятную фантастику про девушку из будущего и про парня из 2024-го, без миелофона (обошлись другим, более весомым макгаффином), но с пиратами и школьниками. <...>
Авторы с любовью создавали именно кино — не контент, не продукт, а историю для молодежи с прицелом на то, чтобы родителям тоже было не скучно. И получилось увлекательное зрелище со здоровой щепоткой гиковщины. Я пришел в зал с отрицательными ожиданиями, чисто по рабочей необходимости, но в итоге отлично провел время и не против посмотреть это кино еще раз.
Дебют режиссера Александра Андрющенко в формате блокбастера однозначно сложился за счет крепких визуальных решений, отдачи, авантюризма. Сценарий свеж, настроен на диалог с аудиторией с отсылками в развилке от «Майнкрафта» до Волан-де-Морта (правда, рэперскую карьеру Коле Герасимову лучше отложить).
В целом «Сто лет тому вперед» напоминает творчество нейросетей, которым вместе с текстом Булычева скормили все модное и прикольное, что подсмотрели авторы в мировой кинофантастике за последние лет тридцать. Результат можно описать фразой «(подставить нужное) есть у нас дома»: например, «Пятый элемент», «Стражи галактики», явные и завуалированные отсылки к другим фильмам вселенной Marvel, озвученный ласковым голосом Федора Бондарчука робот, напоминающий одновременно подружку ВАЛЛ-И и дроида ВВ-8 из новых «Звездных войн»...
Лучшее, что можно сделать перед просмотром, — это абстрагироваться. Причем и от одноименной повести Булычева, и от советского телефильма. «Сто лет тому вперед» — самостоятельное кино, созданное лишь по мотивам этих произведений. Литературную основу тщательно переплавили и переосмыслили, от нее остались только имена некоторых героев и основной конфликт: Коля случайно переносится в будущее, Алиса — в прошлое, вместе они противостоят пиратам. От «Гостьи из будущего» новая картина унаследовала музыку: «Прекрасное далеко» и другие мелодии Крылатова прошли проверку временем и современную обработку.
Безусловно новый фильм вызовет волну интереса к книгам Кира Булычева, и это отличные новости. Потому что истории об Алисе Селезневой звучат неожиданно свежо, несмотря на свой статус классики.
Времена меняются, а школьники остаются все теми же. Они так же загружены уроками (в мире будущего из романа «Сто лет тому вперед» требования к ученикам стали еще выше), ждут одобрения окружающих, но при этом хотят быть самостоятельными. А еще не любят показывать свою слабость и уязвимость перед сверстниками. Так что ваши дети наверняка посочувствуют Коле Наумову из книги, для которого ребята из будущего — тот самый «сын маминой подруги».
Проблема классической фантастики в том, что со временем она начинает сбываться. И вау-эффекта у новых поколений читателей с ней может не случиться. Но в книгах об Алисе Кир Булычев включил фантазию на полную катушку, как умеют только дети (и детские писатели). А потому фантастические допущения, сделанные им еще в 1970-1980-х годах, кажутся удивительными и сегодня. Например, куст с бубликами, выведенный селекционерами, или дома, которые выращивают с помощью бактерий.
Попав в будущее, Коля Наумов то и дело сравнивает мир, в котором оказался, со своей реальностью. Он вспоминает историю о Рипе Ван Винкле, обсуждает с местными, как устроены кораллы, какими бывают дома и многое другое. Самое то для расширения кругозора, если читать эти книги младшим школьникам. А еще в тексте «Сто лет тому вперед» упоминается много столичных локаций и достопримечательностей. Так что эту историю можно смело рассматривать как гид по Москве.
Мир будущего, придуманный Булычевым, причудлив и удивителен. Здесь есть свои тонкости, но местные обитатели открыты, внимательны друг к другу и к окружающей среде. Это настоящая утопия, но описанная без назидательности, так что к ней не хочется придираться, а лучше в нее поверить. Кстати, этот оптимизм у книги унаследовал и новый фильм. И этот утешающий взгляд на будущее критики как раз считают одной из его сильных сторон.