1 сентября, 2016

Принцессы нового призыва

Мода на сильных и независимых героинь добралась и до популярных сказок

В книге «Время желаний. Другая история Жасмин» принцесса из «Аладдина» становится воительницей и лидером освободительного движения.

Книга популярного автора подростковой литературы Лиз Брасвелл «Время желаний. Другая история Жасмин» — первая в серии Twisted Tales, которая берет за основу классические сюжеты диснеевских мультфильмов и предлагает альтернативную версию событий. В оригинале «Аладдина» уличному воришке в руки попадала волшебная лампа с жизнерадостным Джинном внутри, который помогал юноше одолеть интригана Джафара и добиться любви принцессы Жасмин. В романе Лиз Брасвелл поначалу события развиваются, как в мультфильме, но в решающий момент лампа не попадает к Аладдину, а оказывается в руках у Джафара. Тот с помощью трех желаний захватывает власть в Аграбе и становится могущественным магом. Единственное, что остается неизменным, это встреча принцессы Жасмин и Аладдина. Вот только обстоятельства, в которых она происходит, не располагают к полетам на ковре-самолете под луной и легкому флирту. Диснеевским героям рука об руку предстоит сразиться с узурпатором, так что Жасмин из кокетливой принцессы, расположения которой добивается юноша с улиц, придется переквалифицироваться в настоящую воительницу, готовую идти до конца за свой народ и родной город.

Такая героиня, возможно, удивит тех, кто вырос на классических диснеевских историях. Но уж точно придется по нраву поклонникам современной подростковой литературы. Ведь они уже привыкли к тому, что для настоящих героинь внимание сказочного принца, пышная свадьба с королевством в придачу и обязательное «долго и счастливо» больше не является целью. Да и сами героини Young Adult все реже соответствуют традиционным представлениям о хороших девочках.

Главным оружием принцесс из старых диснеевских сказок, за исключением отважных Мулан и Покахонтас, были красота, доброта, скромность и покладистость. Золушка безропотно обслуживала мачеху и злобных сводных сестер, Бэль с песнями и радостной улыбкой на лице приводила в порядок изрядно запущенный замок Чудовища, а Белоснежка с энтузиазмом и задором готовила ужин для семи гномов. Героини современных подростковых сказок из классического арсенала сохранили красоту и местами доброту, а вот покорность и скромность променяли на колюще-режущее и огнестрельное оружие.

Пожалуй, последней героиней старого образца стала меланхоличная Белла Свон из «Сумерек», за внимание которой боролись брутальный оборотень Джейкоб и байронический вампир Эдвард, а сама она чаще выступала в роли пассивного рефлексирующего наблюдателя, чем активного участника событий. Собственно ключевой интригой вампирской саги было то, кого из обожателей выберет героиня и каким будет счастье красавицы и упыря. Кумиры последних лет — Китнисс Эвердин из «Голодных игр» и Беатрис Прайор из «Дивергента» — в противовес Белле озабочены чем угодно, только не поисками простого женского счастья. Они заботятся о своих семьях, думают, как спасти друзей, ищут смысл жизни и только отмахиваются от внимания поклонников, которое отвлекает от по-настоящему важных дел. Одним словом, ведут себя как настоящие представительницы эпохи победившего феминизма. Любовь в списке их приоритетов занимает далеко не первое место. А Китнисс, если посмотреть повнимательнее, и вовсе решается бросить вызов авторитарному правителю Панема, только чтобы ее оставили в покое и не навязывали нежеланный брак. На их фоне принцессы из старых сказок, образы многих из которых создавались, когда идеалом женщины считалась образцовая домохозяйка, для современных девушек выглядят откровенно скучно. Как с легкой горечью говорила героиня Эммы Томпсон, супруга со стажем и мама двух школьников в комедии «Реальная любовь»: «Что сегодня сделал мой брат? Заступился за честь страны. А что сделала я? Сшила костюм омара».

Большую часть XX века феминизм и образы сильных независимых женщин волновали преимущественно серьезных взрослых писателей. Айрис Мердок, Вирджиния Вулф, Доррис Лессинг — все эти имена вписаны в историю мировой литературы, но уж точно не способны были повести за собой массы. Но как часто бывает с высокой модой, тренды, заданные великими кутюрье, в скором времени попадают на массовый рынок. В XXI веке феминизм стал неотъемлемой частью поп-культуры, что наглядно продемонстрировал последний сезон «Игры престолов», прошедший под девизом Girl Power.

Да и сам Disney, тонко чувствующий дух времени, далеко не первый год предлагает зрителям героинь нового образца. «Храбрая сердцем» принцесса Мерида мечтает о приключениях, а не о замужестве, принцесса Эльза из «Холодного сердца», вынужденная скрывать свой дар, разрывается между долгом и возможностью быть собой, а ее сестра Анна вмиг забывает о влюбленности в залетного принца, как только жизнь Эльзы оказывается под угрозой. И наблюдать за такими персонажами оказывается интересней, чем за Золушкой, рыдающей над хрустальной туфелькой. Именно поэтому стараниями Лиз Брасвелл Жасмин и другие принцессы получили шанс проявить себя в новых обстоятельствах и показать, что слабых женщин не бывает. Бывают лишь только обстоятельства, в которых они вынуждены быть слабыми.