5 странностей Шерлока Холмса
Шерлок Холмс — знаменитый сыщик, известный нам со школьной скамьи. Однако лишь немногие из нас обращали внимание на странности этого персонажа. Мы решили вспомнить, каким был оригинальный герой Конан Дойла, и заметили у него несколько неординарных привычек.
Не секрет, что знаменитый сыщик пользовался услугами беспризорников. В повестях «Этюд в багровых тонах», «Знак четырех» и в рассказе «Горбун» он посылает на задания мальчишек с лондонских улиц. «Они всюду пролезут, все увидят, все услышат», — объясняет Холмс свои действия.
Судя по всему, у Шерлока была целая сеть таких агентов. Вот как описывает встречу с ними доктор Ватсон:
«Несмотря на шумное вторжение, было заметно все-таки, что это отряд, подчиняющийся дисциплине, так как мальчишки немедленно выстроились в ряд и нетерпеливо воззрились на нас. Один из них, повыше и постарше других, выступил вперед с видом небрежного превосходства. Нельзя было без смеха смотреть на это чучело, отнюдь не внушающее доверия».
Разумеется, в конце XIX века и речи не шло о законе, ограничивающем детский труд, но прибегать к услугам уличных бродяг было как-то неприлично. Так что, если полицейские и располагали подобной агентурой, то не афишировали это.
Как известно, худшим наказанием для Шерлока было безделье. И если сыщик не работал, то не брезговал веществами, расширяющими сознание.
«Я по опыту знал, как опасно оставлять без работы его чрезвычайно активный мозг. Много лет я боролся с его пристрастием к наркотикам, которое одно время чуть было не погубило его поразительный талант. И теперь, даже в состоянии безделья, он не испытывал влечения к этому искусственному возбудителю», — сообщал читателю доктор Ватсон.
Во времена Шерлока Холмса врачи еще не пришли к однозначному выводу о вреде наркотиков, но уже понимали, что морфий и кокаин, который тогда продавали как «растворимый порошок», здоровья не добавляют, хотя в защиту того же кокаина выступал сам Зигмунд Фрейд.
Скорее всего, Конан Дойл (врач по профессии) понимал, чем может обернуться для его героя увлечение веществами, однако наркотики нужны были автору для того, чтобы подчеркнуть «ломку» героя, оставшегося без сложных интеллектуальных загадок.
Знаменитый Шерлок Холмс из советского телесериала — это благовоспитанный джентльмен с идеальными манерами. Надо сказать, что образ детектива, который родился благодаря Василию Ливанову, — весьма вольная интерпретация литературного персонажа. Он и степеннее, и старше «реального» Холмса. Шерлок Камбербэтча в этом плане оказался куда более приближен к оригиналу. В текстах Конан Дойла герой страдает чем-то вроде биполярного расстройства. Он то палит по стенам, выбивая вензель королевы Виктории, то превращается в человека с прекрасными манерами.
Странностей в поведении у оригинального Шерлока предостаточно: он был склонен к ночному музицированию, проводил вредные химические опыты у себя в комнате, а однажды Ватсон застал его за... избиением трупов. Правда, последнее легко объяснялось тем, что герой хотел понять, как реагирует тело после смерти и могут ли на нем появиться синяки. Мы же не осуждаем врачей за то, что они препарируют мертвых.
Несмотря на то, что детектив был вполне светским человеком, обожал театр и оперу и не упускал возможности пообедать в ресторане «Симпсонс» — престижнейшем месте Лондона, он носил одежду, свойственную скорее деревенскому жителю. Плащ с пристегивающимся капюшоном и охотничья шляпа были атрибутами джентльменов, коротавших свое время за городом, а никак не столичных денди. Надо сказать, таким Шерлок стал не сразу. В рассказах Конан Дойл мало что говорит об одежде своего героя, и странный костюм был придуман персонажу художником Сидни Пэджетом во время публикации рассказа «Тайны Боскомской долины».
Читайте также: 5 самых известных воскресших литературных персонажей
В «Этюде в багровых тонах» доктор Ватсон описывает интеллект своего друга весьма неоднозначно:
«Невежество Холмса было так же поразительно, как и его знания. О современной литературе, политике и философии он почти не имел представления. Мне случилось упомянуть имя Томаса Карлейля, и Холмс наивно спросил, кто он такой и чем знаменит. Но когда оказалось, что он ровно ничего не знает ни о теории Коперника, ни о строении Солнечной системы, я просто опешил от изумления. Чтобы цивилизованный человек, живущий в девятнадцатом веке, не знал, что Земля вертится вокруг Солнца, — этому я просто не мог поверить!»
Шерлок якобы был адептом теории о том, что способности человеческого мозга весьма ограниченны, и не хотел загромождать свой ум «ненужными» знаниями. Однако «Этюд...» был первой повестью, где появился знаменитый детектив, и Конан Дойл еще не понимал коммерческого успеха этого персонажа. В последующих текстах Холмс заметно повышает свою образованность и проявляет себя как знаток театральной культуры, оперирующий цитатами на латыни и знакомый с итальянским языком.