Как советская власть боролась с инакомыслием в театре
Еще при царском режиме чиновники и цензоры «оберегали подданных от крамольных, аморальных и прочая, прочая, прочая» спектаклей на сценах государственных и частных театров. Советская власть куда строже следила за искусством и куда жестче карала неугодных ей художников, отклонявшихся от линии Партии. Иногда решения о тех или иных театральных постановках принимались на заседаниях Политбюро или в кабинетах вождей. Кого-то из режиссеров лишали советского гражданства, а кому-то «излишнее вольнодумство» стоило жизни...
Мы решили вспомнить пять наиболее известных случаев травли режиссеров в Советском Союзе.
Писатель и драматург Михаил Булгаков был еще и талантливым режиссером, но его постановки либо срывались, либо запрещались после нескольких представлений (например, спектакль «Кабала святош»). В советской печати постоянно появлялись язвительные филиппики в адрес Михаила Афанасьевича. Но в годы Большого террора обвинители сами стали обвиняемыми. Драматург Владимир Киршон и критик Леопольд Авербах, участвовавшие в травле Булгакова, были расстреляны.
Если Михаилу Афанасьевичу удалось избежать ареста и гибели в застенках НКВД, то судьба Мейерхольда и его супруги Зинаиды Райх оказалась куда более трагичной. В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором исполнила жена Всеволода Эмильевича, посетил Иосиф Сталин. Постановка вождю не понравилась. Критика тут же обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в «эстетстве». Зинаида Райх в ответ на упреки написала письмо «отцу народов» о том, что он не разбирается в искусстве.
8 января 1938 года был издан приказ Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР «О ликвидации Театра имени Вс. Мейерхольда», опубликованный в газете «Правда». 20 июня 1939-го Всеволода Эмильевича арестовали в Ленинграде, а 2 февраля 1940 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР расстреляли. Жена Мейерхольда Зинаида Райх была зверски убита неустановленными лицами в своей квартире.
Во второй половине 30-х руководитель Камерного театра Александр Таиров подвергся резкой критике со стороны властей за искажение событий русской истории в опере-буфф «Богатыри». Как неудачи также были восприняты официальной критикой спектакли «Не сдадимся!», «Дети солнца» и «Думы о Британке».
Александр Яковлевич избежал ареста. Но позднее, в ходе кампании по борьбе с космополитизмом, он был уволен из Камерного театра (что примечательно, незадолго до этого он был награжден Орденом Ленина). Через год Таирова не стало.
Первое столкновение Петра Фоменко с советской властью произошло в 1966-м, когда был запрещен его спектакль «Смерть Тарелкина» в Театре им. Маяковского. Через три года оказались под запретом две другие постановки режиссера — «Носороги» в театральной студии при МГУ и «Новая Мистерия-Буфф» в Театре им. Ленсовета, которую сняли незадолго до премьеры.
«После первого же просмотра в Театре им. Ленсовета ко мне подошли два замечательных ленинградских критика, И. И. Шнейдерман и Р. М. Беньяш, и сказали: „Молодой человек, у вас много вещей с собой? Возьмите вещи и уезжайте“. Вещей было немного, но я не послушался, и спектакль сдавали еще четыре раза. <...> Потом пришел Н. П. Акимов как главный эксперт... Он сказал: „Я не люблю Маяковского, но то, что я увидел, — это не Маяковский“. С последней шестой сдачи выгнали всех зрителей, проверяли, нет ли людей под креслами», — вспоминал Петр Наумович.
Тогда же официозная театральная критика нарекла Фоменко «осквернителем духа русской классики», из-за чего талантливый режиссер оказался персоной нон-грата почти во всех театрах страны. Долгое время он не мог найти постоянную работу. Ему приходилось перебиваться случайными заработками на телевидении и в драмкружках. Не найдя работу в Москве и Ленинграде, он уехал в Грузию по приглашению Тбилисского театра им. Грибоедова. В Россию он вернулся лишь через несколько лет, когда закончилась кампания по его травле.
В начале 80-х годов власти запретили спектакль «Высоцкий», посвященный памяти выдающегося поэта и актера. Та же судьба постигла другие постановки Юрия Любимова: «Борис Годунов» и «Театральный роман». В 1984 году режиссер был лишен советского гражданства указом Президиума Верховного Совета СССР за подписью Черненко. Юрий Петрович находился тогда за рубежом, и для него подобный удар в спину стал настоящим шоком. О нем запретили упоминать в печати, а его имя убрали со всех афиш. Гражданство было возвращено Любимову лишь 23 мая 1989 года. За ним последовало и его возвращение на родину.