Рассказываем о книге Уны Харт «Хозяйка Шварцвальда»
В издательстве «Эксмо» вышел роман «Хозяйка Шварцвальда» Уны Харт, в котором чернокнижник Кристоф Вагнер, уже встречавшийся в книге «Когда запоют мертвецы», взял себе ученика. Вернее... ученицу!
О том, почему этот текст достоин внимания не только поклонников автора, но и всех без исключения любителей магического реализма и истории, читайте в нашем материале.
«Урсула напрямую спросила однажды, как демон может служить священником и не противно ли ему указывать прихожанам путь в Царствие Небесное. Отец Лукас только рассмеялся в ответ: — Дитя мое, я могу показать вам дорогу до Нового Света. Но доберетесь ли вы туда?»
Из книги «Хозяйка Шварцвальда»
Уна Харт — псевдоним Анастасии Максимовой, литературного агента, партнера бюро «Литагенты существуют» и лектора проекта «Синхронизация» (Анастасия читает курс о сказках). Ее писательский дебют состоялся в 2020 году, когда свет увидела дилогия «Троллий пик». Одновременно с этим под настоящим именем она выпустила книгу «Из депрессии. Выход рядом». Желание разделить фикшн и научно-популярную литературу отчасти заставило автора взять псевдоним, но была и другая причина:
«До выхода „Тролльего пика“ наш редактор Кира Фролова спросила, публиковать ли меня под настоящим именем или под псевдонимом. Сначала я выбрала настоящее, а потом пришла в книжный магазин, не нашла в раскладке ни одного российского автора и... придумала Уну Харт».
Писательнице, чье имя звучит на зарубежный манер, читатели, конечно, доверились с большим желанием. Тем более что и пишет Уна, опираясь на средневековые легенды и европейскую философию. А роман «Когда запоют мертвецы» и сборник историй о сказках «Расскажи-ка мне ска...» только закрепили ее авторский успех.
Уважительное, даже трепетное отношение к фольклору и истории, милосердие к публике (никакой лишней чернухи и скучных разъяснений) и юмор — вот, пожалуй, главные качества ее прозы. Так что новый текст Уны Харт ее поклонники ждали с нетерпением, тем более что в «Хозяйке Шварцвальда» писательница вернулась к теме демонов и оккультизма, уже знакомой нам по «Мертвецам».
«Кристоф внезапно разозлился. Он крикнул, что не демоны истязали ее мать, не они отправили ее на костер и уж точно не они нашептали на ухо пекарю Мартину отречься от родной дочери, которую подвергли пыткам! Они, как и люди, просто творение Божье. А уж если Он придумал демонов, то и относиться к ним стоит, как к любым другим созданиям, — с уважением, но без доверия.»
Из книги «Хозяйка Шварцвальда»
Германия, 1601 год. В Оффенбурге обвиняют в колдовстве жену пекаря Эльзу Гвиннер, на которую после пыток дала показания собственная дочь. Эльзу сжигают, и семилетняя Агата становится воспитанницей чернокнижника Кристофа Вагнера — ученика самого доктора Фауста. А что, в конце-концов, ей терять, ведь свою душу девчонка и так сгубила предательством? Да и жить под одной крышей с демонами на поверку оказывается куда безопаснее, чем с людьми.
По просьбе Вагнера и его демона Ауэрхана разнообразные представители адской фауны становятся учителями Агаты и делятся с ней знаниями по математике, алхимии, медицине и астрологии. Так что в мире, где женщина могла только рожать и ухаживать за семьей, эта девочка нашла свое место, а также человека, которому есть дело до ее образования.
«Я отталкивалась от „Мертвецов“ и понимала, что в 1640 году Кристоф Вагнер откроет свою „черную школу“. Я не знала, как он к ней придет, но рассудила, что сначала ему надо бы потестить систему. Именно поэтому чернокнижнику нужен был ученик. Мне представлялось, что это будет мальчик, причем такой же плут и вор, как и сам Кристоф, но когда я перебирала тех, кто был казнен в Германии XVI века, то наткнулась на историю Эльзы и Агаты Гвиннер», — рассказывает Уна Харт.
Так что страшная история предательства в романе — вполне реальная. Вот только будущим девочки Уна Харт распорядилась по-своему.
Параллельно с историей взросления и воспитания Агаты и ее юной служанки Урсулы (когда будете читать, непременно обратите внимание на эту девушку) автор рассказывает и юности самого Кристофа Вагнера: его знакомстве с Фаустом и Мефистофелем и их совместных приключениях. Учитель и ученик встречаются с Мартином Лютером, живут в Мюнстерской коммуне и, конечно, общаются с демонами.
Главы о Кристофе похожи на приключенческий роман, где есть место деревенскому мордобою и кровавой осаде, погоне и пирушкам, шуткам и трагедиям. Продолжая традицию XVI века, Уна Харт сделала Кристофа веселым раздолбаем, но польстила ему, превратив из неудачника с непослушным демоном в хитрого дельца с верным чертом-юристом под рукой.
А еще запросто, без лишнего занудства, Уна Харт показывает нам Германию в эпоху раннего Нового времени, когда на дворе свирепствовала чума, в церкви полным ходом шла Реформация, а суды пачками приговаривали женщин (да и некоторых мужчин) к сожжению. Хотя охота на ведьм в популярной культуре почему-то считается средневековой забавой.
«— Знаешь, в чем штука с демонами? — Агата отодвинула шторку и уставилась в окно. — Они никогда не насыщаются, пока люди готовы их кормить.»
Из книги «Хозяйка Шварцвальда»
Вообще в «Хозяйке Шварцвальда» много сломанных стереотипов. Здесь демоны читают проповеди и совершают если не добрые, то хотя бы полезные поступки (и не всегда, кстати, требуют за это душу). Здесь милые и набожные люди ведут себя как монстры, а мелкие бесы низведены до уровня домашней прислуги. Здесь можно колдовать, выделяться из толпы (не без последствий, конечно) и идти к своей цели несмотря ни на что, уж в доме Кристофа Вагнера за это точно не осудят.
Придется, правда, попотеть и прочесть целую библиотеку или испортить не один метр драгоценной ткани. Но кого это волнует, если за настойчивость и способность созидать кандидата ждет сделка всей жизни или награда от противоположной «канцелярии»?
На книги Уны Харт действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.