Рассказываем об основных правилах онлайн-этикета
Жизнь современного человека крепко связана с интернетом, который порою заменяет нам реальный мир. А значит, здесь, как и в любом социуме, вырабатываются свои правила поведения. О том, как не бесить друг друга на просторах всемирной Сети, рассказала руководитель PR-отдела Шанинки, преподаватель SMM в ИОН РАНХиГС Ольга Лукинова.
Мы внимательно прочли ее книгу «Цифровой этикет» и выбрали несколько смертных интернет-грехов, о которых вам стоит задуматься прямо сейчас.
Это, пожалуй, одно из главных зол онлайн-коммуникации. Причин тут несколько. Например, далеко не все выключают голосовые оповещения или вибрацию на ночь, и вы запросто можете разбудить человека своим сообщением. Писать без повода не стоит, даже если видите, что у собеседника горит значок online. Возможно, в этом виноват баг мессенджера или компьютер, который хозяин забыл выключить.
Относительно сообщений по работе правила еще строже. Писать не стоит не только ночью, но и в нерабочее время. Довольно часто люди предпочитают забывать о деловых вопросах за пределами офиса, так что ваше письмо может вернуть собеседника к темам, о которых он думать не хочет. Если же отправить сообщение необходимо, сразу переходите к сути вопроса.
Плохо: 01:23 Не спишь? Надо подготовить инструкцию по созданию новых документов.
Хорошо: 01:23 Прости, что поздно. Нужно как можно быстрее решить проблему до утра. Постарайся посмотреть баг на сайте, как только сможешь.
Противников подобного рода коммуникации ненамного меньше, чем тех, кто ненавидит письма, присланные в ночи. Во-первых, не все знают, что для прослушивания «голосовых» нужно подносить трубку к уху, как во время звонка. В итоге человек либо срочно ищет наушники, либо раздражает окружающих громким звуком, либо откладывает сообщение до «лучших времен» (и не факт, что не забудет про него). Во-вторых, собеседникам не нравятся слишком короткие или слишком длинные аудиозаписи, и тут нужно стремиться к золотой середине.
Читайте также: 5 ошибок делового этикета, которых избегают успешные люди
И все же у этого вида коммуникации есть свои плюсы. Голосовые сообщения удобнее отправлять на морозе, они идеальны для людей с плохим или отсутствующим зрением либо с нарушением моторики. Для многих это хороший способ передать эмоции и окружающие их звуки. Что же делать? Специалисты по интернет-этикету советуют не отправлять голосовые сообщения незнакомцам и договариваться о правилах с теми, кто готов слушать ваши аудиозаписи.
Лайфхак:
Если вы получили голосовое сообщение и не можете прослушать, перешлите его боту @voicybot в Telegram, который распознает речь, в ответ вы получите текстовую расшифровку этого аудио.
Если у вас нет времени печатать сообщение, запишите аудио и отправьте этому же боту в Telegram. Он расшифрует сообщение. Текст вы можете скопировать и отправить вашему собеседнику. Для этого же можно использовать голосовой набор текста, который является встроенной функцией в некоторых телефонах.
Удивительная, конечно, история с этими письмами счастья. Ни материальную выгоду, ни лояльность других пользователей они не обеспечивают. При этом люди все шлют и шлют странные сообщения, которые обещают удачу в случае, если ты отправишь их еще по нескольким адресам.
Исследователь Дарья Радченко в статье «Одно абсолютно счастливое письмо: к вопросу о распространении фольклора в интернете» утверждает, что это международное явление, зафиксированное в России, странах СНГ, а также в Европе. Более того, аналоги современных сообщений с подобным контентом начали появляться еще в конце XIX века. Антропологи и фольклористы давно изучают «письма счастья» и выделяют несколько причин, по которым этот контент распространяется все быстрее:
• Вера в действенность такой практики, основанная на личном опыте или свидетельствах других лиц;
• Представление о том, что отказ от выполнения условий провоцирует несчастья;
• Представление о том, что соблюдение последовательности цепочки является правилом игры;
• Желание укрепить связи (горизонтальные и вертикальные);
• Представление о том, что многие разделяют позитивное отношение к такой практике, и это может стать основой коммуникации.
Читайте также: Социальные сети против книг
До сих пор мы говорили об этикете сообщений. Теперь вспомним, что есть еще и публичные страницы в социальных сетях, где тоже действуют правила этикета. Одним из главных проклятий социальных сетей стали вездесущие стареющие мемы и тесты, над которыми все уже давно отсмеялись.
«Человек, который хочет видеть мемы, цитаты великих людей, рецепты или смешные гифки, подписывается на соответствующие сообщества. Но, подписываясь на вас, он, возможно, не ожидал, что вместе с вами в его ленту придет весь этот контент из узкотематических пабликов»
То же касается и поздравлений со всевозможными праздниками. Помните, что близким людям стоит написать лично, но, если вы все-таки хотите опубликовать общую открытку на своей стене, придумайте текст и картинку самостоятельно, а не с помощью сайта «Цитаты на каждый день».
«Помните главное правило — не отмечайте никого на такой картинке. Ваши самые добрые душевные порывы будут восприниматься как спам, потому что принесут человеку много уведомлений, а это всегда вызывает раздражение»
И еще немного о личных страницах. На просторах интернета еще остались любители поставить «мне нравится» под собственными записями. Не делайте так! Самолайки считаются дурным тоном: проявлением эгоизма, привлечением к себе внимания или отработкой каких-то комплексов. Каким бы спорным ни казалось это утверждение, помните, что ваши действия по отношению к собственному контенту могут трактоваться именно так.