Как рассказ об одиночестве разросся до популярной хоррор-игры
1990-е, поселок в глуши, морозная зима с постоянной темнотой, новая школа, исчезновения детей и создания в жутковатых масках зверей, танцующие под флейту и зовущие с собой в заснеженный лес, — все это атмосфера рассказа Дмитрия Мордаса «Зайчик». Эта короткая история со множеством тайн и намеков легла в основу популярной игры в жанре визуальной новеллы и теперь выходит в авторском сборнике Дмитрия Мордаса.
Чем «Зайчик» зацепил читателей, как из малой формы вырос в масштабное произведение и что еще почитать у писателя, рассказываем в нашем материале.
Пятиклассник Антон Петров посреди учебного года переезжает с родителями и младшей сестрой в маленький поселок. Его семья селится в доме прямо рядом с лесом.
На дворе 1990-е, родители заняты выживанием и не особо вникают в проблемы сына, в новой школе он подвергается нападкам хулиганов. Тем временем в поселке исчезают дети, а загадочные фигуры в масках животных по ночам выходят из леса и зовут Антона и его сестру Олю поиграть...
Рассказ Дмитрия Мордаса густонаселен персонажами: одноклассниками Антона, безымянными милиционерами, учителями, но при этом написан широкими мазками и дает возможность разыграться воображению. А все потому, что поначалу у автора были планы сделать «Зайчик» романом.
«Соблазн был. Я какое-то время даже возился с этой идеей. Придумал, как мне кажется, хороший финальный твист, исписал сколько-то черновиков, но потом охладел. Внушил себе, что роман писать слишком долго, что я его не потяну и лучше сконцентрироваться на рассказах, тем более у меня тогда родился ребенок и я решил полностью сменить профессию, так что времени на что-то объемное у меня не оставалось. Потом и вовсе забросил это дело», — рассказывает Дмитрий Мордас.
Именно поэтому история получилась объемной, а после открытого финала хочется задержаться в пространстве рассказа подольше и узнать подробности. На этом и сыграли создатели визуальной новеллы. Только одна из ее сюжетных веток приближена к оригинальному сюжету рассказа, остальные же расширяют и углубляют жутковатую вселенную.
История, которая выросла в успешную хоррор-франшизу, родилась из случайного образа.
«Была зима, морозы, я ехал в автобусе и, посмотрев на окно, увидел узор. Как мне показалось, он был похож на лису. И сразу представилась картина: вот мальчик глядит на морозные узоры на стекле, а оттуда на него смотрит нечто. Какое-то время я игрался с этим образом, но не знал, что с ним делать.
Я тогда пешком ходил на работу через парк, так уж получалось, что утром, пока шел, было темно, а вечером, когда возвращался, — снова темно. Вокруг — снег, черные голые деревья и почти никого из прохожих. А я все думал о том мальчике у окна, и вот уже появился зимний лес, а в лесу — звери. Вспомнились народные сказки: лиса, которая пытается выманить петушка из дома. Украсть и съесть. Потом поверх этого легли воспоминания из детства о переезде и смене школы. Из этого, собственно, и получился рассказ», — рассказывает Дмитрий Мордас.
Вслед за идеей появился и сеттинг глубинки 1990-х, который органично лег поверх нее. По словам автора, потому что он очень хорошо помнит это время. В рассказе на эпоху указывают маленькие детали. Например, Антон и Оля смотрят мультфильм «Русалочка» на видеокассете. Художники же новеллы максимально передали дух того времени через одежду героев, обстановку домов и многое другое.
Рассказ, написанный 10 лет назад, затрагивает актуальные темы буллинга и безразличия взрослых.
«Основной нерв истории, как я ее задумывал, — одиночество. Отсюда и визуальные образы: заснеженные поля, далекий страшный лес, одинокий дом на отшибе. Все это словно бы отгораживает героя от внешнего мира (это несмотря на то, что визуальные образы появились раньше, чем сама история). Сюда же ложится и буллинг — как предельное отгораживание от него сверстников, ну и безразличие родственников — туда же. В общем, все это нужно для того, чтобы максимально вытолкнуть героя из обычного мира, сделать его одиноким и восприимчивым к влиянию новых „друзей“», — объясняет Дмитрий Мордас.
По словам Дмитрия Мордаса, до того, как он начал сотрудничать с независимой студией Saikono, к нему уже приходили с идеей игры по «Зайчику».
«Поначалу я воспринял предложение скептически. К тому времени мне два или три раза уже предлагали сделать из рассказа игру, а потом пропадали. Я решил, что это такой же случай, но с разработчиком было очень приятно общаться, мне нравилось, как он рисует, к тому же в этот раз мне предложили самому участвовать в разработке, что для меня тогда было интересно», — вспоминает Дмитрий Мордас.
Разработчиков зацепила атмосфера зимней жути из рассказа. Создание игры заняло пять лет, а сам Дмитрий Мордас в процессе вышел из проекта.
«Тогда был разгар моего писательского кризиса, когда я не мог себя заставить ни строчки написать, а все, что писал, казалось мне отвратительным. К тому же времени заниматься игрой уже не было. У меня были ребенок и две работы, и мечтал я только о том, чтобы поспать. В итоге я сдал черновики и наброски сценария разработчикам, а сам вышел из проекта», — вспоминает писатель.
Визуальная новелла начинается в той же точке, что и рассказ, но в целом развивается по своим законам. Например, Катя Смирнова в первоисточнике — одна из пропавших детей, а сам Антон с ней не знаком. В новелле же девочка становится одним из ключевых персонажей. В рассказе родители Антона погружены во взрослые проблемы, но в целом мирно сосуществуют друг с другом, а в новелле между ними конфликт. Плюс в игре появляются новые герои и сюжетные линии.
По словам Дмитрия Мордаса, сейчас уже сложно вспомнить, какие именно из его наработок вошли в игру. Сам он намерен вернуться к истории и к своему первоначальному плану сделать из нее роман.
«Однажды я просто посмотрел на себя со стороны и сказал что-то вроде: „Ты ведь с детства мечтал писать, у тебя получалось, так почему ты все бросил?“ В общем, кризис среднего возраста, наверное. Решив вернуться, я задумался о крупной форме и немного поработал над одним романом, при этом стараясь держаться подальше от „Зайчика“, но, поразмыслив, я понял, что гораздо рациональнее начать как раз с него: есть почти готовый сюжет и отличный сеттинг, есть куча потенциально интересных идей и история, которой просто нужно родиться, иначе мне не будет покоя, есть популярная франшиза и много поклонников. О лучшей обстановке для написания первого романа можно только мечтать», — говорит Дмитрий Мордас.
«Зайчик» — не единственный хоррор-рассказ писателя. В сборник, изданный «Эксмо», вошли еще две его истории — «На холме» и «Прикосновение». «На холме», как и «Зайчик», затрагивает тему столкновения человека с потусторонней жутью посреди леса. Молодая пара Лиза и Игорь во время прогулки натыкаются на странный холм. Поднимаясь на него, они находят мобильный телефон и куртку, запутавшуюся в ветвях и напоминающую человека.
«Прикосновение» — рассказ о школьниках, на этот раз современных, залипающих в YouTube и социальных сетях. Один из друзей узнает из сети о проклятом видео, посмотрев которое три раза, можно умереть. За этой городской страшилкой вновь прячется тема одиночества и неспособности поговорить о том, что беспокоит больше всего, — как с родителями, так и со сверстниками.
Тематика этих историй, как и «Зайчик», будет близка и молодым, и взрослым читателям. А на книгу Дмитрия Мордаса действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.