Зачем нужны книги, где у героев не все хорошо?
Зачем читать о людях, с нарушениями и особенностями развития психики, если у вас все в порядке с душевным здоровьем? И может ли такая литература чем-то помочь тем, у кого не все с ним гладко? На эти непростые вопросы отвечает британская писательница Эмма Ньюман. В ее фантастической трилогии «Planetfall», оконченной в 2018 году, героями становятся женщины, страдающие от различных психических расстройств, но продолжающие выполнять свою работу в далеких космических колониях.
Я обнаружила, что за последние 10 лет в сети стало больше разговоров о психическом здоровье. В основном затрагивается тема дестигматизации больных, которая включает в себя предоставление людям более широких возможностей для того, чтобы открыто говорить о своих проблемах и просить помощи и поддержки у окружающих.
20 лет назад мне поставили диагноз: генерализованное тревожное расстройство. И мне пришлось искать все возможные способы, позволяющие взять под контроль мое психическое здоровье, не оставляя карьеры писателя и чтеца аудиокниг. Среди научной фантастики, написанной за последние 30 лет, практически невозможно найти произведений о психических расстройствах — только о технологиях и о том, как они могут изменить общество. Поэтому я решила написать такую книгу сама.
Двум категориям людей необходимо присутствие подобных историй в книгах и на экране: это люди с психическими расстройствами и без них. Первая группа (к ней принадлежу и я) нуждается в персонажах, с которыми можно себя ассоциировать, чтобы не чувствовать себя одиноко. Это позволяет увидеть со стороны, на примере разных героев и ситуаций, как выглядит наша борьба с болезнью, и отрефлексировать собственный опыт. Такое чтение может приносить облегчение или боль, но если заболевание описано метко и точно — это всегда ценно.
Людям из второй группы эти истории нужны, чтобы они могли представить себе, каково быть психически нездоровым, ведь у них нет опыта, на который они могли бы опереться. Понимание позволяет включить подлинную эмпатию, без которой люди остаются невежественными и нечувствительными и в отдельных случаях могут активно вредить тем, у кого есть психические заболевания.
Это может помочь и тем, кто постоянно находится рядом с психически нездоровыми людьми. Так, на презентации «Planetfall» ко мне подошел мужчина и поблагодарил за то, что моя книга помогла ему лучше понять его мать, страдающую от той же болезни, что и главная героиня. Он сказал, что до этого у него никогда еще не было такого четкого видения той борьбы, которую все это время вела его мать.
Но есть одна оговорка. Описания психических заболеваний и особенностей развития должны быть детализированы, и им должно предшествовать тщательное изучение этих проблем. Иначе такие описания принесут больше вреда, чем пользы.
Возьмем, к примеру, наиболее распространенное представление об аутизме, которое можно увидеть в фильмах и некоторых книгах, — «Человека дождя» из одноименной картины. Неоднократное использование этого образа, рисующего аутиста как человека с определенным набором поведенческих особенностей и навыков, сформировало у широкой публики довольно ограниченные представления о том, как выглядит «аутизм». На самом деле люди с расстройствами аутического спектра могут сильно различаться по своим навыкам и повседневному поведению. Именно поэтому они не ассоциируют себя с такими героями, а их семьи с трудом принимают поставленный близкому человеку диагноз, в том числе потому, что их «аутизм» проявляется не так, как в фильмах.
Одни и те же психические заболевания могут проявляться по-разному. Люди с депрессией так же часто увольняются с работы, как и люди с диссоциативным расстройством личности. Матери с послеродовой депрессией могут ответственно выполнять работу по дому, заниматься с ребенком и обеспечивать его всем необходимым, неделями не ощущая даже минутной радости. Я знаю это, ведь я была одной из них. У меня много друзей с тревожными расстройствами, депрессией, посттравматическим стрессовым расстройством — и все они замечательные, творческие, удивительные люди. Настоящие герои!
Нам необходимо расширять наши представления о людях с психическими заболеваниями. Людям нужны эти истории. Не только для того, чтобы радоваться или прятаться от реальности, но и для того, чтобы научиться чему-то, переварить неудобную информацию и начать понимать те сложные проблемы, которые уже существуют в нашем обществе. Истории о людях с психическими заболеваниями и с особенностями развития имеют решающее значение для возникновения взаимопонимания и эмпатии.
И если этому миру чего-то недостает, то именно эмпатии и нашей заинтересованности проблемами, с которыми другие сталкиваются каждый день. Чем достовернее образы, которые мы видим в книгах и на телеэкранах, тем лучше становится наш мир.
По материалам Read it Forward