Преображение героини Лаймена Фрэнка Баума
Сто лет назад это был просто второстепенный безымянный персонаж. Сейчас же она — значимая фигура в современной поп-культуре. О том, как менялся образ Злой ведьмы Запада, читайте в нашей статье.
Злая, или, точнее, Злая ведьма Запада — персонаж вымышленного мира, созданного Лайменом Фрэнком Баумом. Впервые она появилась в книге «Удивительный волшебник из страны Оз» как правительница манчкинов. Писатель ограничил действия безобразной одноглазой старухи, жаждущей власти, пределами одной главы. В произведениях других авторов, которые следовали за Баумом или предлагали свое видение оригинальной истории, она тоже не была ключевым героем.
Так продолжалось до выхода книги Грегори Магуайра «Злая: Сказка о ведьме Запада» — фантазии на тему волшебной страны Оз. А потом — понеслось!
В 2003 году на Бродвее состоялась премьера мюзикла «Злая» Стивена Шварца и Уинни Хольцмана, приквела фильма 1939 года — экранизации книги Баума. Представление побило все рекорды по кассовым сборам и собрало богатую коллекцию престижных театральных премий («Тони», «Драма Деск», «Грэмми» и др.).
В центре постановки — история взросления Эльфабы, Злой ведьмы Запада, и Глинды, Доброй волшебницы Юга. А в 2024 году во вселенной кинематографа зажглась новая звезда — адаптация бродвейской постановки, оскароносный музыкальный фильм «Злая: Сказка о ведьме Запада» Джона Чу. Первая картина в этом жанре, названная Национальным советом кинокритиков США лучшим фильмом.
Каждое последующее появление на страницах книг, экранах или театральных подмостках делало Злую волшебницу заметнее, ярче и, что свойственно культовым персонажам, — неоднозначнее. Постепенно она превратилась в любимого «доброго злодея», бросившего вызов правителю, борца за справедливость. Она не только ожила и обрела имя, но и стала героиней нашего времени.
В книге Баума и последующей ее экранизации ведьма Запада — безымянное существо. Абсолютное зло. Без мотивации и предыстории. Мерзкая и по внешности (кстати, это режиссер Виктор Флеминг наградил ее зеленым цветом кожи), и по характеру. Единственная цель этого тирана в женском обличии — добиться власти и любой ценой ее удерживать. Одним словом, злодейка. И хотя она неплохо колдует и мастерски хитрит, в итоге погибает от рук маленькой девочки, оставив после себя лишь мокрое место.
Эльфаба рождается с зеленой кожей и острыми, как лезвие бритвы, зубами. Родители хотя и любят ее по-своему, но считают проклятием. Дети не принимают в свои игры, дразнят и бьют. Взрослые — пугаются. Можно только представить, что испытывает бедный ребенок и какие защитные механизмы развивает.
« — Сама мысль о том, чтобы проявить к кому-то свирепость или жестокость, не удерживалась в разуме»
«Злая: Сказка о ведьме Запада»
Поступив в университет, Эльфаба понимает, что она — не единственная, кто отвергнут обществом. Ее стремление исправить зло и защитить слабых и угнетенных вдохновляет других учеников и толкает героиню на встречу с самим Волшебником. Постепенно ее вера в доброго правителя, Волшебника, угасает. Но ступить на темную сторону даже ради благой цели ей пока нелегко.
« — Тебе так жалко этого львенка? — растроганно спросил Бок. — Эльфи, да тебя всю трясет. Не обижайся, но ты от переживаний чуть не побелела»
«Злая: Сказка о ведьме Запада»
Эльфабу гложут сомнения: а вдруг она — марионетка в руках правителя и его приспешников и находится под действием заклинания? Опасаясь за жизнь дорогих ей людей: друзей, подруги Глинды, сестры Нессарозы — героиня выбирает одиночество. Отказывается от имени, уходит в подполье, живет в монастыре, в горной крепости Киамо Ко. Ее спутники — три ворона, улей пчел, пес Ворчун, летающая обезьянка Чистри и мальчик Ларри. Интересно, кем же он ей приходится...
Мир вывернулся наизнанку, погряз в тирании и лжи. Друзья оказались предателями, добряки — лицемерами, религиозные фанатики — деспотами, активные в прошлом соратники — слабаками. И Эльфаба снова одна. Вооруженная знаниями и движимая жаждой мести.
Эльфаба не обычная злодейка. Ее личность многогранна, как алмаз: девочка-изгой, добрая и заботливая сестра, верная подруга, хорошая студентка, защитница слабых, лидер сопротивления... Она просто нуждается в хорошей PR-кампании.
Книга Грегори Магуайра более взрослая, чем сочинения Л. Ф. Баума, и выходит за рамки жанра Young Adult. Сказочная вселенная похожа на нашу: одинокие обиженные девочки хотят быть понятыми и любимыми, а взрослые сильные личности жаждут справедливости и «мира во всем мире». А если этого достичь не удается — копят злобу, жаждут мести и иногда переходят на сторону тьмы. Правда, граница между тьмой и светом зыбкая...
Писатель еще раз напоминает, что главное — не фасад, а то, что за ним, и предлагает поразмышлять над важными вопросами: В чем корень зла? Связаны ли красота и уродство с моралью? Что определяет судьбу человека: обстоятельства или его личный выбор? Всегда ли цель оправдывает средства, даже если эта цель — социальная справедливость?
«Зеленая ведьма — зло. Мы все знаем, что она плохая. Но если спросить человека, почему она злая, он не сможет ответить. Гениальность книги Магуайра в том, что он задается этим самым вопросом»
Дэйна Фокс, сценарист фильма-мюзикла
Экранизация бродвейского мюзикла «Злая» произвела настоящий фурор и вызвала новую волну интереса к роману Грегори Магуайра как к первоисточнику. Авторы сказочного фильма смогли (а это довольно непросто!) соблюсти баланс между мрачностью, серьезностью и глубиной книги и зрелищностью, легкостью и чувственностью мюзикла.
«В каждом из нас живет маленькая Эльфаба. В каждом из нас живет маленькая Глинда. Именно глубокое сопереживание этим персонажам — вот почему зрители продолжают любить эту историю»
Дэйна Фокс, сценарист фильма-мюзикла
Фильм строится на воспоминаниях Глинды — Доброй волшебницы Юга — о ведьме Эльфабе. Из нескольких флэшбеков мы узнаем, что она — нелюбимая дочь и заботливая сестра. О ее детстве нам остается лишь догадываться, но ведь именно в этом времени — корень многих проблем...
Когда сама госпожа Моррибль берется обучать Эльфабу магии, другие ученики испытывают одновременно и зависть, и восхищение, и желание сблизиться с необычной девушкой.
На экране Эльфаба привлекательная внешне и вызывает симпатию. Проблемы дискриминации говорящих животных, природы и границ власти, выраженные в книге, здесь смягчены: вероятно, их сложно совместить с комедийными эпизодами и потрясающими музыкальными номерами. В центре фильма — взаимоотношения героини с Глиндой и Фиеро.
С белокурой красоткой Эльфаба делит комнату. Постепенно они становятся подругами, а затем, влюбившись в принца, — и соперницами. Но то, что их объединяет, — это желание раскрыть заговор против говорящих животных.
Как и в книге, герои фильма раскрываются с разных сторон. Однозначно можно сказать одно: деление на положительных и отрицательных здесь не работает! Будущая добрая волшебница Глинда чрезмерно амбициозна, тщеславна, эгоистична, хитра и легко использует подругу в своих целях. Эльфаба же, дискредитированная Волшебником и госпожой Моррибль в глазах жителей Изумрудного города и названная Злой ведьмой, ставит интересы других выше собственных и восстает против лжи и несправедливости.
Обязательно посмотрите мюзикл. Насладитесь фильмом. Но перед этим — непременно прочтите книгу Грегори Магуайра! И ждите продолжения истории о сильной, независимой и противоречивой ведьме Запада.
В интернет-магазине «Читай-город» на книгу Грегори Магуайра «Злая: Сказка о Злой ведьме Запада» действует скидка 25% по промокоду ЖУРНАЛ. Подробные условия смотрите в разделе «Акции».