3 июля, 2009

Андрей Александрович Богословский комментирует сегодняшнюю ситуацию на рынке православной литературы

Андрей Богословский: «Сейчас все чаще и чаще звучат мнения, что крупные издательства относятся к книге как к сникерсу — кондитерскому фастфуду в яркой обертке»

Андрей Александрович Богословский, руководитель направления «Религия» в издательстве «Эксмо» комментирует сегодняшнюю ситуацию на рынке православной литературы и рассказывает о деятельности издательства

Тезисы интервью:

«Я не воспринимаю серьезно угрозу не договориться с православным автором, опасающимся отдать свою книгу в светское издательство»

«Практически все известные православные авторы просто мечтают, чтобы их книги присутствовали в крупных гипермаркетах»

«Издатели иногда бывают обмануты авторами, предлагающими псевдоправославные проекты»

«С засильем оккультной литературы можно бороться, только четко понимая потребности ее читателей и имея, что предложить им взамен — качественные православные книги»

«Нужны популярные православные книги об этических принципах православного образа жизни — о том, что значит быть христианином каждый день своей жизни в любой ситуации»

— Андрей, расскажите, пожалуйста, когда появилась в издательстве «Эксмо» православная редакция? Как формировался штат работников редакции, были ли сложности с поиском кадров для такой узкоспециальной области?

— Для начала я хочу поблагодарить редакцию сайта «Православная книга России» за предложение дать интервью. Сегодня, когда много говорят и пишут не только об экономическом кризисе, но и о судьбе печатной книги в третьем тысячелетии и тех вызовах, на которые приходится отвечать нам, светским и православным «служителям Слова», хочется отметить ваши усилия, предпринятые для организации информационного пространства. Результат действительно налицо: многие мои коллеги все чаще и чаще заглядывают на ваш сайт, чтобы быть в курсе всего, что происходит в мире православной литературы, да и книжной индустрии в целом. Если наша издательская программа вызвала интерес читающей православной общественности, то, возможно, и мы тоже добились определенного качественного результата.

Православной редакции в издательстве нет. Есть редакция прикладной литературы и в этой редакции направление «Религия», которое мы начали активно развивать чуть более года назад. Православная литература — это только часть нашей издательской программы. Я предпочел бы говорить о двух основных составляющих: христианская литература и литература о других религиях. Вопрос о кадрах в нашем случае — это вопрос о привлекаемых к участию в проектах авторах, переводчиках, рецензентах и редакторах.

— Почему светское издательство решило начать выпуск православной литературы?

— Миссия издательства «Эксмо»: повышение интереса к чтению как к важнейшему фактору развития национальной культуры, традиции и интеллектуального потенциала страны. Термин «религия» имеет прямое отношение ко всем ключевым словам в формулировке нашей миссии: чтение, развитие, культура, традиция, интеллектуальный потенциал. Мы стремимся делать качественные популярные книги по религии, прежде всего православную литературу, для широкой читательской аудитории: верующих и светских читателей, испытывающих к религии культурологический интерес.

— Как вы ищите авторов? Ведь у многих православных авторов существует предубеждение, что светское издательство не способно грамотно подготовить православную книгу, что коммерческому издателю выгоднее как можно быстрее выпустить книгу, не особо заботясь о ее содержании и духовной ценности.

— К сожалению, предубеждение, о котором вы говорите, существует не только у авторов, но и у некоторых руководителей небольших издательств, в том числе православных. Я расскажу о нашем подходе к редакционно-издательскому процессу, продвижению и продажам книги, чтобы показать, что упомянутая точка зрения — это действительно предубеждение либо сознательное желание представлять дело так, как хочется, а не как есть на самом деле.

Среди наших авторов есть как известные люди, так и новые лица. Всех творческих секретов я вам, конечно, не выдам, но за каждым успешным проектом стоит группа людей, осознающих, что они делают общее дело, и идеи, знания, связи, которые есть у нас, — это возможности делать хорошие книги. Мы ими пользуемся. Я не воспринимаю серьезно угрозу не договориться с православным автором, опасающимся отдать свою книгу в светское издательство.

Во-первых, светские издательства работают по-разному. Во-вторых, практически все известные православные авторы, с которыми мне довелось вести переговоры, очень хотят издаваться в светских издательствах – их цель выйти на новую аудиторию, попасть на полки крупных книжных магазинов, многие просто мечтают, чтобы их книги присутствовали в крупных гипермаркетах. В-третьих, это неправда, что светские издатели не заботятся о содержании и духовной ценности книг. Если книга сделана быстро, это не значит, что с ней не работали профессионалы. Я могу привести много примеров книг, которые готовились в православном издательстве годами при своем относительно скромном объеме и легкости содержания и в результате вышли с досадными ошибками. Если книгу прочитает не один, а несколько редакторов, это совсем не означает, что она станет лучше. Также я могу назвать несколько отличных книг, которые мы сделали за 0,5-2 месяца.

Здесь все зависит от того, с какой точки зрения смотреть. Кто-то объясняет быстрый выход книги халтурой, а можно сказать, что причиной может быть эффективная оптимизация процессов в издательстве. Кто-то скажет, что вот, мол, мы книгу «два года вылизывали», но можно объяснить это неумением организовать работу, подобрать нужных людей и добиться от каждого сотрудника выполнения своих обязанностей в полном объеме в установленные сроки.

Сейчас все чаще и чаще звучат мнения, что крупные издательства относятся к книге как к сникерсу — кондитерскому фастфуду в яркой обертке. Здесь важно понимать, что крупное издательство — это универсальное издательство с несколькими редакциями, работающими в разных нишах и реализующими разные подходы, а небольшое издательство работает только в своей нише. Что это означает? Допустим, есть два сада. В одном растут только сливы, а в другом и сливы, и яблоки, и груши, и вишня. И вот, собиратели слив из первого сада начинают критиковать работников второго сада за то, что те собирают яблоки не так, как они сливы. Но ведь работники второго сада яблоки собирают одним способом, а сливы будут другим, тем же, что и первые. Небольшое издательство работает на одну целевую аудиторию, универсальное — на несколько. Если критику вывести в одну плоскость: сборщики слив пусть выясняют отношения со сборщиками слив, ситуация будет восприниматься совсем иначе.

У Эриха Фромма есть замечательное утверждение о том, что люди покупают упаковку, а не содержимое. Если бы все товары упаковывались одинаково, люди делали бы совсем другой выбор. Вот для людей, которые покупают упаковку, делают «сникерсы», а для людей, которые покупают содержание, и небольшие и крупные издательства делают хорошие книги. И для такой книги будет только дополнительным преимуществом, если у нее красивая обложка и ее приятно держать в руках.

— Почему так популярны псевдоправославные книги явно оккультного содержания и изданные якобы по чьему-то «благословению»? Как бороться с засильем такой литературы?

— Во-первых, потому что существует спрос на такого рода литературу. А если существует спрос, то существует и предложение. Конечно, во многом вина здесь ложится на плечи светских издателей, часто не имеющих достойной альтернативы популярной продукции. Но одно дело предлагать оккультную литературу как она есть, а другое подавать ее «под православным соусом»: с псевдоблагословением, с «ортодоксальной» обложкой и т.п. Это обман и преступление против тех десятков тысяч читателей, которые верят печатному слову и грифу «православная» на таких книгах. О том, какая каша получается в головах потребителей такой продукции, можно судить хотя бы по многочисленным записям в блогах и форумах. Справедливости ради нужно сказать, что издатели иногда бывают обмануты партнерами и авторами, предлагающими такие псевдоправославные проекты. Здесь, конечно, нужен диалог светских издателей, заботящихся о своей репутации, и Церкви.

Во-вторых, потому что пишущим православным пастырям очень часто нечем ответить на вызовы оккультных авторов, прекрасно понимающих потребности своих читателей. Именно нечем, потому что осуждение, признание подобной литературы губительной — это бездейственная мера. Можно сколько угодно осуждать нездоровое увлечение знахарством, колдовством, магией, оберегами и так далее, — ссылаться на Библию, труды святых отцов, но все, чего можно добиться, это положительной реакции — одобрения и согласия — другой целевой аудитории: продвинутых православных, светских людей, в силу своего духовного развития равнодушных к оккультизму. Для тех же, кто по идее должен внимать и просвещаться, призывы отказаться от оккультизма — это пустой звук, потому что осуждение не удовлетворяет их потребность в тайне, самореализации, духовном поиске. Мне кажется, что такую потребность вполне может удовлетворить христианская, в частности православная литература. Истины христианства не столь просты, чтобы казаться лишенными тайны, не столь прозаичны, чтобы не иметь возможности вдохновить, не столь скудны, чтобы не обогащать духовно. С засильем оккультной литературы можно бороться, только четко понимая потребности ее читателей и имея, что предложить им взамен: качественные, не побоюсь этого слова креативные православные книги, написанные грамотными православными авторами.

— Нужна ли цензура в православном книгоиздании?

— Да. Однако очень трудно, на мой взгляд, выработать объективные критерии проверки православных книг и применять их на практике. Боюсь, что проблема, которую пытаются решить введением цензуры, очень быстро выведет нас за рамки книжного дела. Вспомним недавний скандал, когда в Тюмени, в одном из ВУЗов, будущие преподаватели ОПК прослушали лекцию «Введение в религиоведение», содержание которой шокировало многих. Насколько мне известно, Православная церковь так и не дала официального ответа на коллективный запрос верующих разных конфессий об «ортодоксальности» высказываний лектора. А параллелей между словами выступавшей и содержанием издаваемой сегодня благочестивой литературы для православных верующих можно провести много.

— Какой православной литературы, по вашему мнению, не хватает сегодня в магазинах?

— Как читатель я хотел бы видеть на книжных полках современные жизнеописания древних учителей церкви: хорошие научно-популярные книги вроде «Падение Константинополя в 1453 году» Стивена Рансимена (Издательство Сретенского монастыря) и «Иоанн Златоуст: проповедник, епископ, мученик» (Издательство Библейско-богословского института св. апостола Андрея), современные литературные переводы памятников христианской письменности — у любого читателя должна быть возможность узнать о вере «из первых рук». Конечно, такие книги сейчас издаются, но это либо научные издания, либо издания «специфически церковные». Разве нельзя назвать труды, например, Афанасия Великого или Климента Александрийского «жемчужинами мудрости» или «золотым фондом христианской культуры» и издавать в соответствующей серии. Тогда у подобных книг будет гораздо больше читателей.

Еще одна категория — адресованные современному человеку книги о православной этике. Мы все знаем, что в храмы приходит все больше и больше россиян, но почему-то агрессии и негативизма на улицах не становится меньше. Я, например, знаю, что достаточное количество автолюбителей свято верит в то, что если их «колесницу» освятили, то беда обойдет их стороной и можно нарушать правила дорожного движения и не очень-то заботиться о собственной безопасности и, как следствие, безопасности других. Можно сколько угодно высмеивать языческий характер таких православных традиций, как освящение автомобиля и т.п., но если при совершении обряда у владельца возникает чувство, что он теперь должен быть вдвойне внимателен и вежлив на дороге, так как посредством ритуала его приобщили к чему-то очень важному: христианской святости, то таинство совершилось — человек стал другим. Нужно писать о персональной ответственности каждого верующего за свои поступки и за свою жизнь, если он считает себя членом Церкви Христовой. Нужны популярные православные книги об этических принципах православного образа жизни — о том, что значит быть христианином каждый день своей жизни в любой ситуации.

— Как вам кажется, могут ли православные книгоиздатели конкурировать по ассортименту и тиражам на светском рынке?

— Если вы имеете в виду конкуренцию в нише традиционной религиозной литературы, то, на мой взгляд, православные книгоиздатели могут успешно конкурировать со светскими книгоиздателями и по ассортименту и по тиражам. И у тех и у других есть свои преимущества и «отягчающие обстоятельства». Сегодня, например, можно часто слышать, как православные издатели говорят что-то вроде «вот попасть бы нам на светский рынок, тогда совсем другая жизнь начнется» — мнение, на мой взгляд, не столь уж однозначно правильное. Кто сказал, что светскому рынку нужна их продукция в объеме, который мог бы существенно изменить ситуацию со сбытом? Хочу сказать, что светские издатели наоборот стремятся выйти на религиозный рынок в тех случаях, когда понимают, что могут конкурировать с религиозными издательствами. На эту тему можно говорить долго. В конце концов, все сводится к книге: хорошая книга — прежде всего. О вас заговорят и захотят продавать ваши книги и в крупных светских магазинах и в небольших церковных лавках, если вы сделаете действительно интересную и востребованную сегодня книгу. Примером такой книги я считаю «Истории, рассказанные Христом» отца Владимира Хулапа, вышедшую в издательстве «Эксмо».

— Каким изданием ваша редакция гордится и почему?

— Я не стану здесь перечислять конкретные проекты, а рекомендую читателю обратиться к нашей издательской в программе в целом. Мы работаем на несколько целевых аудиторий и я уверен, что можем порадовать хорошими книгами как простых верующих, так и богословствующих интеллектуалов. Конечно, несколькими изданиями мы гордимся особо, в том числе и потому, что сам факт выхода этих книг в «Эксмо» говорит о доверии их авторов к нашему издательству и признании наших профессиональных качеств: это книги епископа Илариона (Алфеева), книга «Утро Патриарха. Детские годы Алексия II», книга вселенского патриарха Варфоломея «Приобщение к таинству. Православие в современном мире».

— Каковы Ваши пожелания читателям нашего портала?

— Желаю, чтобы сегодня, во время неопределенности и настороженности, у каждого был четкий ориентир и желание следовать подлинным жизненным ценностям. Пусть в этом вам помогают хорошие книги.

Издательство «Эксмо». Обзор наиболее интересных новинок

Автор: Юлия Денисова