Графический дизайнер с мировым именем о том, как он иллюстрировал «Алису в Стране чудес»
Тони Росс — всемирно известный иллюстратор британского происхождения, на счету которого более 800 книг, обладатель престижной премии — медали Кейт ГринуэйЕжегодная британская литературная премия, которая присуждается за выдающиеся иллюстрации к детским книгам. Учреждена в 1955 году..
В свои 80 лет он остается невероятно современным и продолжает создавать шедевры для детских книг. В феврале ожидает выхода «Алиса в Стране чудес», где вместо чопорной Алисы Джона Тенниела, близкой родителям, мы увидим понятную детям озорницу в нелепой шапке-короне. Рассказываем о том, как «вырисовывалась» современная Алиса.
Почему вы решили проиллюстрировать именно это произведение? Чем оно вас «зацепило»?
Я вырос на этой сказке: некоторые ее части восхитили меня, но не книга в целом. Поэтому «Алиса» всегда оставалась где-то в моем подсознании. Кроме того, я хотел представить эту книгу новому поколению читателей, сохранив при этом видение Льюиса Кэрролла. Я всегда опираюсь на описание автора, а уже исходя из него, создаю персонажей по своему вкусу.
Первой из двух ваших «Алис» свет увидела «Алиса в Зазеркалье», хотя обычно сначала издается «Алиса в Стране чудес». Было ли так специально задумано? И в каком порядке иллюстрировали их вы?
Я захотел, чтобы первой вышла книга «Алиса в Зазеркалье». Выбрал именно ее, потому что она менее известна, чем «Страна чудес».
После выхода «Зазеркалья» редактор предложил добавить к ней «Страну чудес», и я сказал: «Почему бы и нет?»
Что вас вдохновляло в работе над книгой?
Удовольствие, полученное от хорошего текста, будет всегда вдохновлять иллюстратора и помогать ему. Хороший текст — это не тюрьма, а освобождение, хотя часто можно слышать о «рамках», создаваемых произведением. Я думаю, что хороший художник всегда свободен и восхищен хорошим писателем.
Сложность этой работы была в большом количестве ранее созданных иллюстраций к произведению. Я старался избежать сходства с иллюстрациями «Алисы» других художников. Многие из этих работ прекрасны.
Какая сцена, на ваш взгляд, вам особенно удалась?
Мне очень понравились рисунки с животными. Понравился Чеширский Кот. Обожаю, как он исчезает, оставляя только улыбку. Я изобразил его так, как будто бы это один из моих котов (я живу в Чешире, и у меня есть целых два чеширских кота!)
Но моя самая любимая иллюстрация — это маленькая картинка с зеленой свиньей, облокотившейся на солнечные часы. Сам не знаю, почему.
Есть ли у вас книга мечты, которую вы хотели бы проиллюстрировать?
Да! «Винни-Пух». По мне, так это лучшая книга для совсем маленьких читателей. Текст потрясающий, но, к сожалению, это произведение уже великолепно проиллюстрировано Эрнестом Шепардом, и мне никогда не удастся улучшить эти вечные рисунки.
Tony Ross © author photo by Mark Guest for The Bookseller