Юл Бриннер vs. Джеймс Франко
Год 1929 был богат на литературные события. Были опубликованы такие знаменательные романы своей эпохи, как «Прощай, оружие!» Эрнеста Хемингуэя, «На западном фронте без перемен» Ремарка и «Смерть героя» Олдингтона. Тогда же был напечатан и роман Уильяма Фолкнера «Шум и ярость» (в некоторых переводах «Звук и ярость»). Но если книги первых четырех авторов были замечены и читателями, и критиками, то произведение Фолкнера прошло мимо них словно скорый поезд!
О нем вспомнили лишь два года спустя в связи с успехом следующего романа великого южанина — «Святилища», и справедливость, наконец-то восторжествовала. «Шум и ярость» все-таки обрел своих читателей.
С кино у Фолкнера были непростые отношения. С одной стороны, он выступал как талантливый сценарист, что приносило ему неплохие деньги. С другой, подобная работа отнимала у него много сил и энергии. Фолкнер чуть было не повторил судьбу Фицджеральда. Но судьба оказалось к нему куда как благосклонней. Он стал Нобелевским лауреатом по литературе и смог полностью посвятить себя литературе, не отвлекаясь на разного рода поденщину.
За три года до смерти писателя в 1962 году вышла одна из лучших экранизаций его работ. И была это как раз «Шум и ярость». Главную роль в ней сыграл один из лучших актеров Золотой эпохи Голливуда — несравненный Юл Бриннер (спойлер: в этой ленте он еще не лысый). Но назвать фильм удачным как-то язык не поворачивается. Бриннер, конечно, молодец, но сценаристы и режиссер (Мартин Ритт) явно подкачали.
Вторая попытка экранизировать этот сложный во всех смыслах роман предпринял Джеймс Франко в 2014 году. Но и эта попытка оказалась провальной. Критики буквально на куски порвали картину Франко. Но надо отдать ему должное: при бюджете в один миллион долларов он хотя бы попытался подступиться к «Шуму и ярости». Интересный факт: в 2013 году он уже пробовал экранизировать Фолкнера. Речь идет о романе «Когда я умирала». Но и эта картина провалилась с треском.
Поэтому если выбирать между лентой 1959 года и недавней поделкой Франко, то предпочтение приходится отдать картине более чем полувековой давности. «Шум и ярость» — крепкий орешек, и не каждому режиссеру он по зубам. Остается надеяться, что в будущем за его экранизацию возьмутся куда более талантливые авторы. А пока: ждем-с.