Драму «Салют-7» оценили и зрители, и критики. Мы тоже посмотрели картину и решили вставить свои «пять копеек»
Если вы собираетесь посмотреть фильм только ради того, чтобы вспомнить советское прошлое, то... можете отказаться от этой идеи. «Салют-7» — не ностальгическое кино, уж очень неубедительно выглядят здесь отсылки к эпохе, уж очень заметны анахронизмы. Одежда, интерьеры, даже разговоры о Холодной войне просто намечают место главных героев во времени и пространстве, создавая образ абстрактного СССР. Патриотическим этот фильм тоже не получился.
На дворе 1985 год, прошло 20 лет с тех пор, как человечество впервые оказалось в космосе. Поэтому и фильм начинается вполне буднично — со сварки на злополучной станции «Салют-7» (визуально — почти цитата из «Гравитации» Альфонсо Куарона). Эпизод с перчаткой, проткнутой Светланой Лазаревой (в действительности — Светланой Савицкой, первой женщиной, побывавшей в открытом космосе) — лишь прелюдия к основному действию, но эта прелюдия нужна авторам, чтобы настроить зрителя на определенный лад. Во-первых, фильм с начала и до конца будет балансировать на грани комического и героического, а во-вторых, эту картину не стоит воспринимать как историческую реконструкцию подвига космонавтов.
Да, история «Салюта-7» действительно основана на реальных событиях и рассказывает о стыковке корабля «Союз Т-13» с вышедшей из-под контроля советской станцией. Но оказывается, что актер Владимир Вдовиченков играет здесь не реального Владимира Джанибекова, а вымышленного командира корабля Федорова, а героя Павла Деревянко зовут не Виктор Савиных, а Виктор Алехин. Это дает создателям не только право на некоторые вольности в сюжете, но и возможность показать живых людей, а не картонных рыцарей без страха и упрека. Космонавты на экране могут выпить запрещенную водку, подраться и пошутить не только друг над другом, но и над начальством. Шутки, как уже было сказано, здесь звучат постоянно, авторы даже в исторической хронике нашли забавный момент. Так что излишний героический пафос снят, а на первый план вышли Федоров и Алехин с их любовью к космосу.
Их согласие на заведомо сложную операцию — не подвиг «во славу Родины», а погоня за собственной мечтой. Как бы ни уверял герой Вдовиченкова, что свою жизнь в СССР («жену, дочь и строительство коммунизма», да-да, все в одном ряду) он очень любит, он все равно выбирает космос, где все земные дела и проблемы, даже пресловутая Холодная война, просто незаметны. В этом контексте и мелькающий на экране портрет Гагарина — не символ героического прошлого, а воплощение детской мечты: кто из мальчишек, родившихся после 1961 года, не хотел стать космонавтом?
Режиссером «Салюта-7» стал Клим Шипенко, в копилке которого и психологический детектив «Кто я?», и романтическая комедия «Любит не любит». Автор, кстати, не удержался от того, чтобы самому не появиться на экране. Будете в кинотеатре, присмотритесь к американскому астронавту, это и есть Клим Шипенко. Над сценарием работали Наталья Меркулова и Алексей Чупов, автор фестивальной эротической драмы «Интимные места», а за камерой стоял Сергей Астахов, работавший над лучшими фильмами Алексея Балабанова.
Редактор портала eksmo.ru Раиса Ханукаева