Пересматривая фильм Милоша Формана
1975 год. Только-только закончилась Война во Вьетнаме, которую Америка с треском проиграла, отгремел Уотергейтский скандал, закончившийся отставкой Никсона, и кануло в Лету движение хиппи. В этот знаменательный год вышел фильм Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки», снятый по мотивам знаменитого романа Кена Кизи.
Эта картина стала своеобразным реквиемом по эпохе бурных шестидесятых. Чешскому режиссеру удалось уловить дух своего времени, всю его соль. На тот момент он только-только иммигрировал в Штаты и многие вещи мог видеть со стороны. Американский режиссер не смог бы снять этот фильм так, как это удалось Форману.
По сути, эта картина — отражение даже не столько романа Кена Кизи, сколько переживаний самого чешского режиссера. Он знал, что такое жесткая государственная система и подавление личности, именно после пражских событий 1968 года он решил не возвращаться на родину.
Одна из главных сцен в ленте — это момент, когда главный герой в исполнении Джека Николсона засыпает в кресле перед открытым окном, которое ведет на свободу. Свобода в шаге от него (и от всех его друзей по психиатрической клинике, но они не могут покинуть это закрытое во всех смыслах пространство). Итог этого решения мы знаем... Не менее знаменательна сцена (точнее сцены) с ванной. Макмёрфи попробовал, он подал пример.
Но победила система. И Кен Кизи, и Милош Форман прекрасно понимали, что против лома нет приема. Но лучше попробовать сделать хоть что-то, чем ничего.
Фильм «Пролетая над гнездом кукушки» стал классикой американского кинематографа, был номинирован на девять «Оскаров» и взял пять золотых статуэток по основным номинациям, а также шесть премий BAFTA и «Золотых глобусов». Но самая главная награда — это любовь и признание зрителей по всему миру.