Финалист премии «Национальный бестселлер» Александр Снегирев в интервью «Эксмо» рассказал о романе «Вера», претендующем на победу, отношении к премиям и общении с читателями, а также расписался в любви к русским женщинам.
7 июня во время торжественной церемонии будет объявлен победитель премии «Национальный бестселлер». В числе финалистов, претендующих на звание лучшей книги года, роман «Вера» молодого прозаика Александра Снегирева, который готовится к публикации в «Эксмо». Накануне финала Александр в интервью ответил на вопросы нашего сайта.
— Александр, героиня вашей книги «Вера» простая женщина, в чертах которой многие читатели узнают или себя, или своих знакомых. Почему решили рассказать о ней?
— Я пишу только о том, что меня волнует больше всего. Я смотрю вокруг, на знакомых и незнакомых женщин, и понимаю: то, что происходит с ними, их жизни и судьбы — это самое главное в сегодняшней России.
— Есть популярное мнение, что наша страна держится именно на женщинах. Насколько оно, на ваш взгляд, справедливо?
— Женщины рожают, женщины зарабатывают, женщины часто в одиночестве воспитывают детей. Женщины меньше подвержены иллюзиям и живут в реальном мире. Женщины умеют держать удар: если в семье заболевает ребенок, женщина борется, а мужик бежит. Вот и ответ. Сегодняшние русские женщины сильнее, а главное, скромнее мужчин. А еще женщины красивее.
— Вообще насколько образ русской женщины поменялся со времен поэмы Некрасова? Или она все такая же, просто теперь на каблуках и со смартфоном?
— С тех пор ситуация только заострилась. Причина в огромных мужских потерях во время Гражданской войны, репрессий и Великой Отечественной, которые до сих пор не восполнены. Скоро будет сто лет, как женщины стоят у станка, управляют самолетами и успевают растить детей. Россия занимает первое место в мире по числу женщин топ-менеджеров.
— Вы не первый раз попадаете в список финалистов премии «Национальный бестселлер», были лауреатом «Дебюта», получали приз OZON.ru за продажи «Нефтяной Венеры». При этом несколько лет назад говорили о том, что премии для писателя могут быть опасны. Как изменилось ваше восприятие?
— Премии придуманы для манипуляции. Одновременно они помогают читателю ориентироваться в огромном книжном потоке. Как читатель, я слежу за премиальным процессом, потому что короткие и длинные списки премий отчасти отсеивают мусор, однако регулярно выплескивают и детей вместе с водой. Так что к правилам прислушиваться надо, но и об исключениях забывать нельзя. А писателю лучше вообще о наградах не знать — жизнь будет веселее.
— Нужна ли писателю публичность? Или все интервью, официальные мероприятия отвлекают от творчества?
— Главное — себе не врать. Хочется быть звездой — будь. Для продаж публичность имеет значение: все мы теперь ориентируемся на известные имена. Другой вопрос, что известность мимолетна и подсаживаться на нее никому не советую.
— В одном из интервью вы говорили, что общаетесь со своими читателями. Были ли те, кто удивлял вас при личной встрече, кто-то, о ком бы потом хотелось сказать или написать?
— Все мои читатели люди как люди, обычные, вроде меня самого. Всегда удивляет знание читателями моих текстов. Недавно, например, одна студентка подарила мне свой реферат на тему «Нефтяной Венеры». Поражает, что книга живет своей жизнью, совершенно от тебя независимой. Часто вспоминаю письма от одной смертельно больной женщины из Питера, и от женщины, напротив, абсолютно здоровой, из Кемеровской области. Обе они сходились в одном — мои книжки заставляют их смеяться. Думаю, раз они смеялись — значит, жизнь я живу не зря.
— Насколько то, что происходит в нашем обществе сейчас, интересно с точки зрения писателя?
— Сегодняшний день — это писательский чернозем. Россия идеальная страна для писателя. Русская литература как сирень — корнями уходит в навоз, прах, к червям, а на ветвях распускаются благоухающие цветы. Русскую литературу породило постоянное смешение кромешной жути с прекрасными мгновениями. Нынешняя эпоха не уступает лучшим образцам. Спасибо, Россия, за счастье, спасибо за страдания.