21 декабря, 2016

Почему все любят «Звездные войны»

Пять причин неизменного успеха легендарной космической эпопеи

Можно ли найти сегодня человека, который бы никогда не слышал или не видел ничего из вселенной «Звездных войн»? В чем секрет популярности знаменитой франшизы? Кто он — Джордж Лукас — гениальный демиург или просто человек, которому повезло?

Обо всем этом, об уникальности «Звездных войн» и об их заурядности, о великих достижениях саги и ужасных ошибках ее творцов, о том, как этот мультимедийный проект проник в каждую сферу современной жизни, рассказывает в своем исследовании Крис Тейлор. Его книга «Как „Звездные войны“ покорили Вселенную. История создания легендарной киносаги» — это не попытка хронологически изложить историю «Звездных войн», не биография Джорджа Лукаса, не сборник разрозненных выдающихся фактов и курьезов. Скорее книга Криса Тейлора — это попытка анализа того, что же такое «Звездные войны» для современной культуры. А еще — это попытка осмыслить причины феноменальной любви фанатов.

Так в чем же секрет, почему мы любим «Звездные войны»? Давайте вместе с Крисом Тейлором попробуем разобраться в этом феномене.

Как "Звездные Войны" покорили Вселенную. Большая энциклопедия Крис Тейлор

«Звездные войны» — это не научная фантастика

Как показывает история саги, научная достоверность и выверенность деталей — совсем не то, что нужно поклонникам «Звездных войн». Крис Тейлор пишет: «С момента выхода первой картины в 1977 году фанаты и критики как только не изворачивались, объясняя популярность „Звездных войн“ и относя фильм к десятку разных жанров. Никто в этом не преуспел больше, чем сам Джордж Лукас, сравнивавший картину со спагетти-вестернами, историями меча и магии, фильмами „2001: Космическая одиссея“, „Лоуренс Аравийский“, „Капитан Блад“, циклом о Джеймсе Бонде — и это еще до того, как оригинальный фильм был закончен. Обогните поле астероидов различных влияний, и в центре „Звездных войн“ вы найдете явный, хоть и причудливый поджанр: космическое фэнтези.

Энциклопедия "Звёздные Войны. Хроники. Год за годом"

Космическое фэнтези похоже на породивший его жанр научной фантастики примерно как Люк Скайуокер на Дарта Вейдера. Научная фантастика смотрит на будущее через призму настоящего. Основная тема — развитие технологий и их последствия. При работе в этом жанре необходимо считаться с законами физики. Это истории о науке, в то время как космическое фэнтези — это фэнтези, где действие происходит в космосе. Научная фантастика — это отголосок нашего мира; космическое фэнтези — выходит далеко за пределы нашего мира. Оно ностальгично и романтично, в нем больше чистого духа приключений, а технологии в нем — лишь отправная точка. Законы физики отбрасываются в пользу ярких событий. „Я боялся, что любители НФ будут говорить вещи типа: „Вы же знаете, что звук в космосе не распространяется“, — сказал Лукас в 1977-м. — Я просто хотел забыть науку“. В космосе все услышат твое пиу-пиу».

Вселенной «Звездных войн» управляют простые универсальные закономерности

«Целью Лукаса в фильмах было сделать выжимку из существующих религий, а не создать новую. „Зная, что фильм рассчитан на молодую аудиторию, я пытался доступно донести до зрителя, что есть Бог, а также есть хорошая и плохая стороны, — сказал Лукас своему биографу Дэйлу Поллоку. — Вам предоставлен выбор между ними, но мир становится лучше, если вы выбираете хорошую сторону“.

Сила — настолько простая концепция, что она подходит всем: в наши дни религия для светской эпохи удобна, поскольку она не обременена деталями».

Звёздные Войны. Энциклопедия персонажей

У джедаев очень крутые световые мечи

«Световые мечи, как видно, стали всемирным увлечением. Существует международный конкурс на лучшее видео со световым мечом Sabercomp на YouTube (результаты впечатляющие, и их стоит посмотреть). В Германии я встречался с представителями проекта Saber — большая и серьезная группа, изготавливающая флуоресцентные световые мечи, которая провела масштабную битву на мечах перед специальным показом „Возвращения Джедая“ в честь 30-й годовщины фильма. В 2013 году ученые из Гарварда и Массачусетского технологического института смогли связать вместе две микроскопические молекулы, состоящие из фотонов. „Ученые создали технологию светового меча“, — кричали заголовки».

Все эти истории напоминают нам что-то очень хорошо знакомое

«Толкин умер в 1973-м, как раз когда Лукас начинал работать над первым вариантом сценария, и книги о Средиземье были на вершине популярности. Между третьим вариантом сценария и „Властелином колец“ можно найти удивительное сходство. Оба полны странных созданий, говорящих на тщательно созданных языках. R2 и 3PO — это Фродо и Сэм, невинные создания, попавшие в большое приключение, несут ли они чертежи или кольцо всевластия. И ту и другую пару сопровождает и охраняет группа героев. Звезда Смерти, эта адская военная машина — Мордор. Штурмовики — орки. Грандмофф Таркин — на этот раз на стороне зла — точная копия Сарумана. Дарт Вейдер, Темный лорд Ситхов, подобен Саурону, темному лорду Мордора. Гэндальф — Кеноби — носит с собой волшебный меч и жертвует собой, чтобы вернуться в слегка измененном и более волшебном образе.

Была еще одна книга, о которой Лукас часто думал в то время и которую потом упоминал в интервью: „Сказки о силе“ Карлоса Кастанеды, одна из частей якобы автобиографического цикла Кастанеды о философских испытаниях, через которые он прошел, чтобы получить почти магические возможности. Отношения между Люком и Беном во многом отражают отношения между Кастанедой и шаманом из племени яки доном Хуаном. Мы ушли далеко от „Флэша Гордона“. Мы смешали космическое фэнтези с классическим, добавили слой мистицизма и присыпали шутками и комическими персонажами».

Вселенная «Звездных войн» безгранична

«У нас огромное количество и идей, и персонажей, и книг и куча всего еще, — сказал Создатель (так себя именует Джордж Лукас — прим. ред.). — Мы можем делать „Звездные войны“ еще сто лет». «Всегда найдутся недовольные, что бы вы ни делали. Поэтому лучшее, что вы можете сделать, это идти вперед и пытаться рассказать самую лучшую историю, какую можете».