Редактор отдела классики Арина Кузина — о создании подсерии
Новый год мы в редакции решили начать с экспериментальной подсерии в «Магистрали». Ранее уже появилось ответвление «Магистраль. Сиеста», которая наполняется солнечными романами из Испании и стран Латинской Америки. Антураж «Сиесты» — что-то экзотическое и неизведанное для российского читателя. Эти книги буквально дышат другими мирами со своими уникальными традициями и культурой. Можно сказать, что романы «Сиесты» — это дальнее путешествие, а на него действительно порой сложно решиться.
Так наш взгляд устремился на Балканы. Родство языков и историческая общность делают балканскую литературу понятнее и ближе для нас. Сербы, например, используют два алфавита: «гаевицу», основанную на латинице, и «вуковицу», основанную на кириллице, которой написана эта статья. При этом страны Балканского полуострова самобытны, так что их литература тоже сможет поразить и удивить нас.
Экспериментальной подсерию делает еще и то, что мы впервые решили запечатать обрез на «Магистрали». Рисунок на нем продолжает рисунок с обложки, тем самым создавая целостную композицию. В редакцию уже пришел первый сигнальный экземпляр. Выглядит потрясающе. Но вернемся к наполнению серии «Магистраль. Балканская коллекция».
Первой остановкой в путешествии была выбрана Сербия. Страна с непростой судьбой, которая подарила миру Милорада Павича и Горана Петровича, которые еще при жизни стали классиками.
Милорада Павича критики окрестили не иначе как «первым писателем XXI столетия». В его произведениях магический реализм переплетается с гипертекстуальностью, позволяющей читателю определять фабулу романа и влиять на сюжет. Например, в «Ящике для письменных принадлежностей» есть глава, вынесенная за рамки книги и размещенная на интернет-сайте. Это вторая концовка произведения, которая влияет на значение книжного финала.
В «Звездной мантии» Павич дает читателю возможность найти зашифрованное имя героини и спасти ее отношения с молодым человеком под знаком Тельца, который забыл, как ее зовут. А в книге-перевертыше «Внутренняя сторона ветра. Роман о Геро и Леандре» вы можете выбрать, с какой стороны начать читать: в любом случае история Геро и Леандра перетечет одна в другую, как в водяных часах.
Не менее увлекательна и фантасмагорична проза Горана Петровича, покинувшего нас в январе 2024 года. В его самом известном романе «Атлас, составленный небом» магический реализм захватывает читателя и уносит к дому, крышей которому служит бескрайнее небо. Его постояльцы могут поймать лунный свет, стряхнуть с персикового дерева бриллианты или магией песни пустить созвездия в пляс. В сказочной книге переплетается сербская и русская мифология.
«Осада церкви Святого Спаса» — еще одно не менее удивительное произведение. Это роман на грани сна и яви, жизни и смерти. В нем из окон монастыря можно увидеть прошлое и будущее, а на рынке — купить сны.
Творчество Милорада Павича и Горана Петровича близко по духу с творчеством Габриэля Гарсиа Маркеса, Хорхе Луиса Борхеса, Хулио Кортасара, Умберто Эко и Теодора Гофмана.
В серии «Магистраль. Балканская коллекция» мы планируем открывать и переоткрывать для вас и других самобытных авторов, создающих свои уникальные миры. А на уже вышедшие книги серии дарим скидку 20% по промокоду ЖУРНАЛ.