Ученые нашли прототип усадьбы из романа Джейн Остен
Если вы когда-либо мечтали почувствовать себя героем или героиней книг Джейн Остен, то вам стоит отправиться в замок Эшби в Нортгемптоншире, который принадлежал семье британского премьер-министра Спенсера Персиваля. Согласно изысканиям, проведенным командой доктора Роберта Кларка из Университета Восточной Англии, именно здесь разворачивались события романа «Мэнсфилд-парк».
Для начала, поместье, которое описано в книге, во многом похоже на реальный замок Эшби с его живыми изгородями и гостиной для светских бесед. Но дело не только в этом.
По словам ученого, подсказку он нашел в переписке Джейн Остен с ее сестрой Кассандрой и других семейных документах. В одном из писем, которое было отправлено как раз в период работы над «Мэнсфилд-парком», писательница спрашивала, является ли Нортгемптоншир «графством живых изгородей». По мнению доктора Кларка, в такой завуалированной форме Джейн просила Кассандру узнать больше об этой местности у ее подруги Элизабет Чат.
Миссис Чат, супруга Уильяма Чата, жившего по соседству с семейным гнездом Остенов в Стевентоне, была сестрой маркизы Нортгемптон. Эта маркиза, Мария Комптон, вместе со своим мужем жила в замке Эшби.
Это лишь первая подсказка, а ключом к разгадке, считает доктор Кларк, может служить фигура британского премьера Спенсера Персиваля, который был кузеном лорда Комптона. Персиваль вошел в историю как единственный премьер-министр, погибший в результате покушения. Это произошло в 1812 году, за год до написания «Мэнсфилд-парка». Остен могла слышать о нем в беседе с Комптонами, и для писательницы Персиваль, активно выступавший за отмену смертной казни, стал героической фигурой.
Но что любопытно, доктор Кларк считает, что в романе он выведен не положительным главным героем Эдмундом, а его старшим братом Томом Бертрамом, на которого отец оставляет поместье и его обитателей. Однако Том, лентяй и мот, думает только о собственных развлечениях и не справляется с возложенной на него ответственностью. Он меняется только в конце книги, когда после продолжительной болезни, чуть не стоившей ему жизни, признает свои ошибки.
«Мэнсфилд-парк», в отличие от «Гордости и предубеждения» или «Чувства и чувствительности», не стал всенародно любимым романом, поскольку многие читатели и критики посчитали его чересчур назидательным, а главную героиню Фанни Прайс слишком правильной для того, чтобы быть интересной. Однако факты, обнаруженные доктором Кларком и его коллегами, заставят поклонников Джейн Остен по-новому взглянуть на это произведение.