Спорт — это не только победы и аплодисменты. За яркими моментами на соревнованиях скрываются ежедневные вызовы: недостаток мотивации, страх перед поражением, конфликты в команде и эмоциональное выгорание. Все эти проблемы помогает решать спортивная психология. На нашей встрече с Евгением Фоминым, Екатериной Тур и Сергеем Борисовичем Нечувилиным мы обсудили, как спортсменам справляться со стрессом, находить силы после неудач и получать удовольствие от тренировок. Встреча была полезна не только юным спортсменам, но и их родителям, тренерам, а также всем, кто связан с профессиональным спортом.
Какие распространенные мифы существуют о работе спортивного психолога? Ведь для большинства людей эта профессия остается загадкой, и мало кто представляет, чем именно занимается специалист в этой области. Можете подробнее рассказать об этом?
Мифы вокруг работы спортивного психолога, как и всей психологии в целом, действительно очень распространены. Это касается не только спорта, но и психиатрии, с чем я сталкиваюсь постоянно как врач-психиатр. Например, когда я говорю, что работаю в этой сфере, люди тут же шутят: «Сколько Наполеонов у вас в отделении?» Такие стереотипы преследуют всю психокультуру, и спорт — не исключение.
В спорте существует множество клише о роли психолога. Один из самых распространенных страхов спортсменов — это представление, что психолог является «шпионом тренера», которому он будет передавать личную информацию. На самом деле, конфиденциальность — это основополагающий принцип нашей работы. Я всегда заранее оговариваю, что личные данные остаются между нами. Единственное исключение — обобщенные итоги или показатели динамики, которые могут быть представлены без раскрытия конфиденциальной информации.
Еще один миф заключается в том, что психолог нужен только как «скорая помощь», то есть обращаться к нему стоит лишь тогда, когда уже возникла проблема. На самом деле, основная задача спортивного психолога — это профилактика негативных состояний и развитие сильных сторон спортсмена. Мы работаем над такими аспектами, как постановка целей, концентрация внимания, управление стрессом и эмоциями.
Кроме того, существует распространенное заблуждение, что психология — это только для людей с психическими проблемами. Многие считают, что здоровый человек, особенно успешный спортсмен, не должен обращаться к психологу. Но это совершенно неверно. Психология — это не про патологию, а про здоровье и развитие. Здоровый спортсмен может стать еще более результативным, техничным и уверенным в достижении своих целей именно благодаря работе с психологом.
Как проходит первичная консультация психолога? Используются ли в этом процессе опросники, интервью или другие методы? И как строится работа психолога внутри команды — из каких этапов и элементов она состоит?
Как правило, моя работа, например, в ЦСКА, выглядит так: я являюсь частью медицинского штаба футбольного клуба. Там существует даже определенная обязательность — если спортсмен не приходит на консультацию к психологу, это может повлечь штраф. То есть контакт с психологом изначально стимулируется на организационном уровне.
Что касается первичной консультации, то это всегда процесс синхронизации. Здесь важно создать доверительную атмосферу, чтобы человек почувствовал: «Мы с тобой одной крови», как говорится в «Маугли». Это не только про спортивные цели или задачи, но и про более глубокие аспекты личности спортсмена. Мы говорим о его ценностях, семье (если он готов об этом рассказать), о том, что для него важно в жизни и почему он выбрал этот путь. Узнаем об увлечениях вне спорта, чтобы понять внутреннюю мотивацию человека.
Далее происходит совместная постановка целей. Мы обсуждаем, каких изменений он ожидает от нашей работы, какие результаты видит через месяц, три месяца или год — как в профессиональной карьере, так и в нашем партнерстве. Ведь работа с психологом — это именно партнерство.
Честно говоря, я не очень люблю стандартные опросники и системы оценок. Я предпочитаю живой диалог тет-а-тет. Такой формат дает больше возможностей для глубокого понимания человека. Например, можно заметить невербальные сигналы: где он замолкает, что вызывает у него дискомфорт или болезненные эмоции. Если он говорит о семье или отношениях с родителями и при этом явно испытывает страдание, но не произносит этого вслух, это может быть важным сигналом. Подобные моменты могут негативно влиять на его карьеру, поэтому тет-а-тет разговор — ключевой элемент в работе.
Если говорить о взрослых спортсменах, как вы считаете, возможно ли добиться высоких результатов в спорте без давления, без подхода типа «давай, делай»? Мне всегда представляется, особенно из фильмов, что работа тренера со спортсменом строится на жестком требовании и постоянном давлении. Но можно ли достичь успеха, используя более мягкую, экологичную и поддерживающую модель взаимодействия?
Давайте начнем с того, что даже обычный спорт, который люди занимаются для себя и здоровья, требует определенной дисциплины. Например, силовые тренировки предполагают преодоление болевых ощущений. Однако мы понимаем, что это временное неудобство необходимо для достижения целей: улучшения физической формы, здоровья и даже психологического состояния.
Когда речь заходит о спорте высоких достижений, ситуация становится более серьезной. Там уже речь идет не просто о дискомфорте, а о настоящих болевых перегрузках. Взрослые спортсмены знают, как справляться с этим — у них есть физические техники восстановления и психологическая поддержка, включая работу с психотерапевтом.
Но все меняется, когда мы говорим о детях. Здесь важно учитывать их психосоматику и возможные травмы, которые могут возникнуть не только физически, но и эмоционально. Мы привыкли думать о спортивных успехах как о чем-то героическом: победы, слава, награды. Однако стоит ли это той травмы, которую ребенок может получить в процессе? Это неудобная тема, о которой часто замалчивают. Особенно если учесть, что из десятка детей лишь один может достичь вершин.
Вопрос в том, возможно ли стать олимпийским чемпионом, не проходя через принуждение и боль в детстве? Или же эта жертва неизбежна на пути к высшим достижениям?
Представьте, что меня сейчас попробуют посадить на шпагат — это явно вызвало бы стресс и, возможно, травму. А что уж говорить о ребенке? В связи с этим возникает следующий вопрос: Допустим, я привел своего ребенка в спортивную секцию, но, по тем или иным причинам, он не стал олимпийским чемпионом. Однако травмирующий опыт, связанный с тренировками или давлением, все же произошел. Как родителю или взрослому помочь ребенку пережить этот опыт и вернуться к нормальной, полноценной жизни?
Чтобы помочь ребенку пережить травмирующий опыт, нужно вернуть ему чувство ценностей и восстановить контакт с семьей. Сегодня живое общение стало роскошью, мы настолько погружены в цифровой мир, что часто упускаем простые моменты общения дома, на кухне, в кругу близких. Особенно это важно для спортсменов, ведь их ценности часто измеряются через призму побед. Например, мама может невольно связывать свою любовь с успехами ребенка: если он побеждает, она проявляет больше тепла, а если нет — любовь словно становится меньше. Это сложный и многослойный вопрос, который требует системного подхода.
Скорее всего, понадобится помощь семейного психотерапевта. Не просто разовая беседа, а длительная работа над восстановлением контакта в семье и поддержкой ребенка. Важно помочь родителям обрести внутреннее равновесие, особенно если у них есть черты нарциссизма или чрезмерной зависимости от успехов ребенка. Им также может быть полезна индивидуальная терапия для корректировки этих аспектов.
Что касается самого ребенка, то работа может включать методы, схожие с лечением посттравматического стресса (ПТСР). Это восстановление через телесно-ориентированную терапию (ТОД), снижение тревожности, поиск новых ценностей, прежде всего внутри семьи, ведь она является фундаментом формирования личности.
Важным этапом станет введение творчества, хобби и новых интересов. Это помогает ребенку не только отвлечься от травмирующего опыта, но и найти новые источники радости и вдохновения. По сути, такая работа во многом схожа с подходами, которые используются при помощи людям с ПТСР.
Как определить психологическую готовность ребёнка к занятиям спортом? И как правильно мотивировать его заниматься, чтобы поддерживать интерес и не допустить тех сложных ситуаций, о которых мы сейчас говорили?
Давайте разделим ответ на две части, в зависимости от типа спорта. Если речь идет о занятиях для здоровья, то ключевой момент — ваш личный пример. Родители, которые не занимаются спортом, вряд ли смогут привить ребенку любовь к физической активности. Поэтому всем нам важно двигаться: хотя бы 5000 шагов в день — это база, которая сама по себе не выполнится. Совместные семейные прогулки или активности не только способствуют здоровью, но и укрепляют семейные связи. Помните: дети копируют наш образ жизни, поэтому дисциплина и регулярность занятий всей семьей играют ключевую роль.
Главное правило: выбирайте секцию под ребенка, а не ребенка под секцию. Это особенно важно, ведь каждый ребенок уникален. Например, если девочка легко растягивается (гиперпластична), такие виды спорта, как гимнастика или танцы, будут даваться ей проще, чем другим. Если же ребенку что-то дается через боль и стресс, это может привести к негативным последствиям. Наблюдайте за ним, изучайте его особенности. Сейчас есть специалисты, которые помогают подобрать подходящий вид спорта. Дайте ребенку попробовать разные направления, и если он потеряет интерес, позвольте ему сменить занятия. Спорт должен приносить радость всем: маме, папе, ребенку, а иногда даже бабушке и дедушке. Не стоит насильно «запихивать» ребенка в одну секцию, чтобы сделать из него, например, великого волейболиста.
Если же мы говорим о спорте высоких достижений, то здесь я настоятельно рекомендую регулярную работу с личным спортивным психологом или психотерапевтом. Этот специалист будет отслеживать психическое состояние ребенка, его стрессоустойчивость, мотивацию и динамику развития. Такой системный подход поможет минимизировать риски выгорания или травм и создаст более здоровые условия для роста.
На бытовом уровне все зависит от родителей: относитесь к спорту с уважением, принимайте интересы ребенка, действуйте целостно и системно.
Вот есть такие дежурные фразы, которые часто говорят тренеры. Я сам в детстве занимался самбо и дзюдо, и перед соревнованиями тренер видел, что я нервничаю, трясусь, и говорил: «Ты волнуешься? Не волнуйся». Честно говоря, это мне совсем не помогало. И я знаю, что вы считаете такую фразу довольно опасной. Почему это так?
Я специалист по спортивной науке и стратегиям, моя работа связана с подготовкой кадров, включая спортивных психологов. Хочу обобщить опыт и подчеркнуть важные моменты. Во-первых, «российского спорта» как такового не существует — есть постсоветский спорт, где до сих пор не переформулирована идеология. Мы все остаемся заложниками ранней специализации, когда ребенка фактически отдают в «спортивное рабство», лишая права выбора. А затем он оказывается в ситуации, где некому пожаловаться: тренер и родители на одной стороне. К 14 годам это может привести не только к травмам, но и к глубоким психологическим комплексам.
Второй важный момент — разделение на женский и мужской спорт. Большинство девочек оказываются в художественной гимнастике, синхронном плавании или других дисциплинах, где успех связан с сохранением детских физических особенностей, таких как гибкость. Это результат системы, ориентированной на победы за счет биологических факторов.
Что касается работы с психологией в спорте, здесь часто возникают проблемы. Тренеры и спортсмены реагируют лишь на уже возникшие трудности, а не на их предупреждение. Однако роль психолога становится нивелированной, если спортсмен физически не готов. На элитном уровне физическая подготовка — базовый фундамент. Без него даже лучший психолог не поможет достичь результата.
Отдельно стоит упомянуть педагогику. Когда тренер поддерживает спортсмена словами «ты справишься», это нормально. Проблема в том, что некоторые тренеры, не разбираясь в кондициях своих подопечных, пытаются переложить ответственность на них. Также в российской литературе преобладают темы мотивации и лидерства, хотя они вторичны. Главное — правильно выстроенный педагогический процесс.
Сегодня мировая спортивная наука отходит от авторитарных стилей тренировок. Современные подходы к поиску талантов сосредоточены не на генетике, а на развитии потенциала вне зависимости от исходных данных. Генетика — сложная и малоизученная область, поэтому важно фокусироваться на тренировочном процессе, а не на первичных факторах.