24 декабря, 2025

Исторический сеттинг в современном фэнтези

На встрече мы поговорили о том, как создаётся атмосфера Викторианской Англии в современном фэнтези, обсудили необычных призраков (и их роль в сюжете), а также затронули тему нового романа — «Похоронное бюро „Хэйзел и Смит“. Египетский переполох». Гости вечера узнали много интересного о творческом пути Марии Рудневой, особенностях работы над историческим сеттингом и секретах создания увлекательных сюжетов

Итак, тема нашей сегодняшней встречи — исторический сеттинг в современном фэнтези. Но прежде чем погрузиться в неё, я бы хотела немного «помучить» Марию и задать вопрос: как ваш долгий творческий путь привел вас к сегодняшнему дню? С чего всё начиналось?

Ответить на этот вопрос непросто, потому что начало было не одно — их было много. Всё началось, когда в 8 лет я написала своё первое стихотворение. Я до сих пор помню: это была фиолетовая ручка и коричневая советская тетрадь на проволоке. Стихотворение было про Атлантиду, но больше я его не помню.

Потом были подростковые годы, когда я начала серьёзно писать стихи и рассказы, примерно с 13 лет. А уже позже я решила написать свою первую книгу, но быстро поняла, что мне не хватает терпения и упорства. Тогда я пошла учиться: участвовала в писательских марафонах, чтобы научиться доводить длинные тексты до конца.

Так что «начало» можно отсчитывать от разных моментов: когда я закончила свою первую книгу или когда её взяли в издательство. Первым моим изданным произведением стала детская книга «Ткачиха», вышедший под псевдонимом Клара Гленн. Псевдоним предложили, потому что в детской литературе ещё мало доверия к русским авторам. Хотя во взрослой литературе сейчас уже привыкли, что русские писатели издаются под своими настоящими именами (хотя когда я начинала, это было смелым шагом). Книга «Ткачиха» о депрессии, но при этом она очень светлая и жизнеутверждающая, несмотря на тему. Она родилась из сна: однажды мне приснилось, что некая ткачиха придёт в мою жизнь. Я проснулась с этим образом и поняла, что должна написать детскую книгу.

Параллельно я работала над арабской сказкой, двухтомником, третий том которого, видимо, так и останется недописанным. Почему? Потому что я до сих пор не могу ответить на главный вопрос: где третий мир? Да-да, я сама задаю себе этот вопрос. У меня даже есть футболка с надписью: «Где третий мир?». Четыре главы этого мира написаны, он существует в черновиках, но завершённым пока не является.

С трилогиями у меня вообще не сложилось. Третьи части всегда даются особенно трудно. Поэтому сейчас я стараюсь писать однотомники. Мой единственный однотомник, правда, продается не слишком активно. Так что давайте договоримся: вы активнее покупаете однотомники, а я, в свою очередь, допишу две свои трилогии. Все будут довольны!

Как вообще родилась история Похоронного бюро? Откуда появилась идея, и почему вы, такая жизнерадостная леди, решили выбрать столь необычную тему, похороны, гробовщиков и всё, что с этим связано?

Решила однажды: «Напишу-ка я про похороны!» — слишком уж я жизнерадостная, правда? На самом деле, всё началось с моей любви к викторианской эстетике. Для меня это уникальный период в истории — невероятно красивый, стильный и полный особого очарования. Викторианские истории всегда привлекали меня своей визуальной эстетикой.

К тому же, я обожаю стимпанк. Мой другой цикл о мистере Мирте — это именно стимпанковская история. Это альтернативная Британия, где, как заметила Наталья Асана, скорее даже газ-панк, потому что классического «панка» там немного, зато полно пара, механики и отсылок к Жюлю Верну. Там всё светлое, летнее, с элементами фейри.

После того как я дописала второй том этой серии, мне захотелось сделать что-то совершенно другое, ради развлечения. И тут мне в голову пришла идея: а что, если два гробовщика встретятся и попробуют организовать совместный бизнес? Сначала это казалось просто забавной шуткой, но идея так увлекла меня, что я начала писать.

И знаете, этот «прикол» зашёл куда дальше, чем я ожидала. Книга не только получилась, но и стала финалистом премии «Русский детектив» в номинации исторический детектив. До сих пор я немного в шоке от этого, ведь я никогда не думала, что смогу писать детективы. Я очень люблю этот жанр, но всегда считала его невероятно сложным, нужно математически точно просчитывать все ходы. Однако, видимо, годы чтения детективов сделали своё дело, и что-то во мне закрепилось.

Как происходила работа над книгой? Сколько материала пришлось изучить, чтобы обеспечить достоверность и соблюдение всех правил и деталей?

Работа над книгой оказалась куда сложнее, чем могло показаться на первый взгляд. Хотя мне казалось, что я хорошо знаю викторианскую эпоху благодаря обширному чтению и просмотренным материалам, на практике всё оказалось намного сложнее. Например, задаёшь себе вопрос: «А были ли пижамы в 1870-х годах?» Или хочешь написать сцену со спиритическим сеансом вокруг доски Уиджа — а она появилась только после смерти королевы Виктории. А сестры Фокс, которых я так хотела включить в сюжет как первых спиритов, никогда даже не покидали Америку.

Иногда я позволяю себе небольшие временные анахронизмы ради красоты повествования. Например, если мне нужно, чтобы персонаж потанцевал с призраком под музыку из граммофона, я просто «изобретаю» его на десять лет раньше. Никто же не пострадает от этого, правда? Я стараюсь быть точной в ключевых исторических моментах, которые влияют на ход событий, но некоторые мелкие детали могут двигаться во времени для создания нужной атмосферы или эффекта. Например, мне пришлось немного «подвинуть» Джека Потрошителя на пять лет раньше, чтобы он идеально вписался в сюжет. Надеюсь, это не спойлер!

Для подготовки я много читаю, изучаю пособия, но, к сожалению, многие книги о викторианской Англии давно не переиздавались. Хотя я стараюсь покупать всё легально (я честный человек, кроме случаев с Нетфликсом), некоторые материалы, как, например, труды Лайзы Пикар, удалось найти только в пиратских копиях. Даже на букинистических площадках, таких как Алиб, порой сложно найти нужные издания. Например, недавно я купила биографию Агаты Кристи Лоры Томпсон. Открываю книгу, а там карандашные пометки. Кто-то внимательно её читал, и я словно касаюсь этого человека через время, думаю: «Бро, мне тоже нравится Агата Кристи!»

Кстати, сама Агата Кристи, хотя и жила уже в XX веке, выросла в викторианском окружении, и её произведения очень точно передают дух той эпохи. Её герои, такие как Эркюль Пуаро и мисс Марпл, несмотря на свои особенности, остаются невероятно викторианскими персонажами. Это прекрасное отражение прошлого, даже если технически она писала уже значительно позже.

Мне помогают консультанты, ведь последовательность и детализация — не мои сильные стороны. Например, Анастасия Фролкина, замечательный историк и специалист по викторианской Англии, очень помогает с фактами и деталями. Если вам когда-нибудь попадётся её лекция, обязательно посетите! Мы вместе работаем над новым проектом о викторианском трауре.

Также хочу поблагодарить Анну Сержд и Дениса Лукьянова, специалистов по Древнему Египту. Моё активное увлечение этой темой было ещё в 13 лет, но их знания оказались бесценными. Бывало, я писала им голосовые сообщения в час ночи с вопросами вроде: «Какого Тутмоса можно откопать?» И они терпеливо отвечали: «Тутмоса не трогай, про них всё известно. Вот тебе другой фараон.» Без таких людей, готовых помочь советом, направить или проверить текст на предмет «клюквы», писать книги было бы крайне сложно.

Понятно, что жанровые книги всегда содержат долю условности. Если начать слишком серьёзно воссоздавать историческую достоверность, может пропасть то, за чем читатели выбирают такие произведения: лёгкость и развлечение. Однако у меня довольно много материала, связанного с темой, которая многим кажется непривычной. Вдохновением для изучения «гробовой темы» послужил роман Дианы Сеттерфилд «Беллман и Блэк, или Незнакомец с черным». Также сильно повлиял «Тёмный дворецкий», я люблю его уже много лет.

Несмотря на это, мои герои и сюжет не являются фанфиком, как иногда пишут в сообществах. Это оригинальная история, а не переделанный фанфик.

Откуда появились образы двух главных очаровательных героев? Как они возникли в вашем воображении?

Мне всегда сложно объяснить, откуда берутся образы героев, потому что я мыслю визуально, картинками. В какой-то момент всё словно складывается, щёлкает, и образ готов. Но если говорить конкретно об этих двух героях, то сначала появился Валентайн — загадочный рейделец с тёмным прошлым. А затем к нему присоединился Дориан, его полная противоположность: типичный викторианский поэт, этакий «мёртвый мальчик», немного меланхоличный и таинственный.

Кого из героев мне ближе? Пожалуй, Викарий Майерс. Хотя, конечно, в каждом из персонажей есть частичка меня, никто из них полностью не является моим альтер эго. Они все разные, и каждый по-своему интересен. Мне нравится, что у каждого героя есть свои поклонники, которые за них болеют. Например, я сама симпатизирую инспектору Брауну, кажется, он заслуживает хотя бы отпуска! А вот у Викария Майерса своя сложная история: искренне верующий священник-экзорцист — это довольно болезненная роль для человека, который действительно верит.

Дориан и Валентайн — это два милых «котика», которые лучше всего функционируют вместе. По отдельности они теряют часть своей целостности. Что касается Сида, то он — мой реверанс классическим гробовщикам. Мне очень нравятся викторианские безумные учёные, ведь этот век был временем прогресса, просвещения и экспериментов. Люди тогда задавались вопросами: «А что будет, если я ткну в это булавкой?» Это эпоха, где границы между божественным и человеческим только начали исследовать, и гальваника сыграла в этом огромную роль.

Кстати, я планирую ещё один роман в викторианском сеттинге, вдохновлённый «Джекилом и Хайдом» и «Франкенштейном». Хочется глубже погрузиться в тему научных экспериментов и этических дилемм того времени.

Есть ли у вас особые писательские ритуалы или привычки, которые помогают вам настроиться на работу?

У меня в разное время были разные писательские ритуалы, потому что я не из тех людей, кто находит что-то одно и придерживается этого всю жизнь. Например, одно время я использовала такой способ: налила бокал вина или кружку чая и писала, пока напиток не заканчивался. Это был мой таймер — пишу, пока не допью.

Бывали периоды, когда я могла писать только ночами или исключительно в кафе. К счастью, писательские марафоны научили меня писать где угодно — даже стоя в метро. Во время карантина я увлеклась изучением игровой сценаристики и нарративных техник. Тогда я активно использовала карточки для сюжета, создавала доски с разными схемами и планами. У меня даже была целая коллекция карточек с нарисованными сюжетными ходами.

Но со временем всё это стало ненужным. Сейчас мне достаточно гугл-документа и времени. А вот с временем, как раз, самая сложность. Самое трудное — это каждый день заставлять себя садиться и писать, несмотря ни на что.

Как вам удаётся совмещать писательство с другими делами? Ведь нужно ещё находить время на чтение, и при этом — не только свои тексты, но и множество других материалов. Как вы организуете этот процесс?

После работы я занимаюсь другими делами, пишу книгу и иногда даже сплю. Конечно, бывают моменты, когда я позволяю себе немного отдохнуть или «филонить». Но если передо мной стоит дедлайн сдачи книги, то я каждый день без исключения пишу минимум 500 слов. Для меня это норма, и её нужно выполнять — тут важна дисциплина.

Для писателя, пожалуй, самое важное в жизни — это именно дисциплина. А где её взять? Как говорится, писатель пишет «пятой точкой», и это чистая правда. Дисциплина помогает не только писать регулярно, но и развивать навык. Писательство — это как мышца: её нужно постоянно тренировать.

Поэтому всем начинающим авторам я советую участвовать в писательских марафонах. Не для того, чтобы за месяц написать роман или первый черновик, а чтобы войти в ритм постоянного письма. Потому что писательство — это не работа и не профессия, это образ жизни. Оно должно стать частью тебя, частью твоего потока. Сейчас мне сложно, например, заниматься игрой на музыкальных инструментах, потому что это требует выхода из моего привычного состояния: нужно специально куда-то идти, садиться, переключаться. А когда ты пишешь каждый день, ты всегда остаёшься в потоке.

Бывают, конечно, моменты, когда я просто не хочу смотреть на компьютер. Простите! Так как я постоянно работаю за ним, иногда хочется видеть на экране что-то другое — например, музыкальные клипы.

Какая музыка вдохновляет вас во время сочинительства или работы над текстами?

Отличный вопрос! Иногда я пишу под музыку, а иногда мне нужна полная тишина — это зависит от ситуации. Например, большая часть «египетского переполоха» была написана под треки из саундтреков к сериалу «Шерлок» (BBC) и фильму с Робертом Дауни-младшим. Эта музыка звучала практически на повторе, создавая идеальную атмосферу для работы.

Кстати, когда я сравниваю «Похоронное бюро» с историями о Шерлоке Холмсе, то всегда рекомендую обратить внимание на фильм с Робертом Дауни-младшим. Там прекрасно передана приключенческая «клюква», которая очень близка моему произведению. Гробовщики у меня такие же — приключенческие, детективные, но без лишней серьезности.

Хотела задать вопрос про Агату Кристи: какую книгу ты считаешь обязательной для прочтения каждому?

Выбрать одну книгу Агаты Кристи для знакомства с её творчеством — задача непростая. Если человек хочет погрузиться в её мир, то я бы посоветовала начать с «После похорон». Кстати, по этой книге снимали фильм с Майклом Фассбендером. Также стоит обратить внимание на экранизации других произведений: например, в «Жёлтых ирисах» снимался молодой Питер Капальди, а это уже повод пересмотреть!

Из ключевых произведений обязательно стоит упомянуть «Печальный кипарис», «Десять негритят» (или «И никого не стало»), «Трагедию в трёх актах», «Загадочные случаи» и «Объявленное убийство». Про мисс Марпл я часто шучу: куда бы она ни приехала, там обязательно происходит убийство. Почему люди до сих пор зовут её в гости? Страшная женщина!

«Изумруд Раджи» — ещё один отличный выбор для начала. Что касается таких революционных для своего времени книг, как «Убийство Роджера Экройда» или «Убийство по алфавиту», то их, возможно, не стоит рекомендовать совсем новичкам. Их фишка может быть не до конца понятна тем, кто только начинает знакомиться с детективным жанром.

Кстати, многие из нас, кто вырос примерно в одно время со мной, читали книги Агаты Кристи вразброс. Я очень советую попробовать прочитать цикл о Пуаро подряд — от первой до последней книги. Это полностью меняет восприятие его персонажа и эволюции событий. С мисс Марпл такой эффект тоже есть, но он менее заметен, так как её истории разворачиваются ближе к закату её карьеры, тогда как Пуаро проходит яркую дугу развития и красиво завершает свой путь, несмотря на то, что в какой-то момент его даже возненавидела сама Агата Кристи.

Эмпирический опыт чтения её книг в хронологии особенно важен для тех, кто, как я, иногда забывает детали сюжета. Например, мне потребовались годы, чтобы запомнить, кто убийца в «Десяти негритятах».

Что касается экранизаций, то BBC сняла потрясающую версию «И никого не стало» с Берн Горманом и Изабеллой Вильяновой. Этот мини-сериал из трёх серий прекрасен тем, что пространство словно сходит с ума вместе с героями. Эстетически он выполнен великолепно, и я всем рекомендую его к просмотру. Возможно, там также играет группа Black Dyke — они могут появляться где угодно.

Ещё одна недооценённая экранизация — фильм «Скрюченный домишко», основанный на малоизвестной повести. Он сделан очень качественно и станет приятным открытием для любителей менее мейнстримовых работ Агаты Кристи.

Скажите, что для вас легче писать — сценарии или книги? Как вы осваивали навыки написания сценариев, и как вам удается эффективно переключаться между созданием сценариев и книг?

Книги! Я не пишу сценарии на постоянной основе — это совсем не моё. Для меня сценарии — сложная форма, поскольку я привыкла работать иначе: «прибиваю гвоздём» написанное. Даже черновики у меня практически чистовые, потому что перед тем как что-то записать, я уже редактирую текст в голове. У меня много работы над черновыми моментами происходит именно там.

Сценарист же должен постоянно переписывать, потому что это такая профессия, где нельзя просто написать и успокоиться. К тому же сценарная форма для меня оказалась сложнее, чем кажется на первый взгляд. Да, она выглядит простой: 100 страниц диалогов, и всё готово. Но это только на первый взгляд.

Проза мне ближе, потому что в ней можно делать буквально всё. Например, я писала фанфик по «Доктору Кто», где использовала поток сознания, вдохновлённый Джойсом. Это вообще отдельная история. А ещё я активно использовала фанфики для обучения на писательских марафонах. Это отличная «этюдная» форма: мир и персонажи уже есть, и можно сосредоточиться только на конкретной задаче — отточить стиль, попробовать новые приёмы или просто научиться писать большие тексты.

Так появились, например, одностраничные рассказы по «Людям Икс» на 20 тысяч знаков. Это невероятно полезно, потому что не нужно отвлекаться на ворлдбилдинг или проработку персонажей — можно сконцентрироваться исключительно на своей цели. Как художники копируют картины великих мастеров, чтобы набить руку, так и писатели могут использовать такие «этюды» для тренировки. Начинающему автору очень сложно сразу ухватить всё: характер, сюжет, стиль. Это действительно тяжело.

Я обожаю прозу за её свободу и возможность «плавать». Особенно люблю короткие рассказы — это моя страсть. Если хотите, почитайте сборник LikeBook «Ведьмин смех», там есть мой рассказ.

Ах да, вопрос был о том, как я училась писать сценарии. Я пошла на курс по нарративике от Маши Кочаковой, которая учила игровой сценаристике. Параллельно изучала классическую сценарную теорию. Очень рекомендую начинать с Блейка Снайдера и его книги «Спасите котика» — это доступное объяснение, как работает структура сценария. Правда, после этого вы будете всегда замечать, например, что на странице 75 происходит ключевой поворот в фильме.

Игровые сценарии отличаются тем, что они должны быть вариативными: выборы, ветки, разные исходы. Это сложно. Но кому-то комфортнее в сценариях, кому-то в прозе. Главное — найти, что подходит именно вам.

Читайте также