С 30 ноября по 4 декабря в Москве проходит уже 13 по счету выставка-ярмарка интеллектуальной литературы Non/fiction. Уже на третий день ее работы очевидно — в этом году ярмарка бьет все рекорды посещаемости, очереди на вход в Центральный дом художника (ЦДХ) выстраиваются задолго до открытия.
За время своего существования ярмарка Non/fiction стала традиционным книжным мероприятием декабря. Она подытоживает книжный год, сюда приходят за бестселлерами и новинками, а также за той литературой, которую иногда сложно купить в обычном магазине.
В этом году Non/fiction собрала под одной крышей — крышей ЦДХ — более 250 издательств из 20 стран мира.
Как рассказывает представитель издательства «Эксмо» Полина Князева, в этом году ярмарка отличается от предыдущих.
«Она направлена на научно-популярную литературу. В этом году празднует 150 лет журнал „Вокруг света“, который занял большую часть пространства ярмарки. В этом году среди посетителей Non/fiction не только люди, традиционно любящие книги, но и те, кто интересуется наукой, популяризацией науки», — сказала Князева в интервью bbcrussian.com.
Главный редактор журнала «Иностранная литература» Александр Ливергант говорит, что Non/fiction с каждым годом набирает обороты: «Разница между тем, что было до 85 года и теперь — разительна. Мы вот все жалуемся, а эта ярмарка говорит о том, что все не так плохо».
Знакомые и незнакомые лица
На Non/fiction принято приходить с пустыми руками, а уходить с пакетами, полными книг. В этом году приятных новинок более чем достаточно.
Это и последний роман Умберто Эко «Пражское кладбище», и «Достоевский» из серии ЖЗЛ Людмилы Сараскиной, и «Язык есть Бог. Заметки об Иосифе Бродском» Бенгта Янгфельдта, и «S.N.U.F.F» Виктора Пелевина.
А еще новые издания Зощенко, Платонова, Солженицына, Искандера, собрание сочинений Владимира Высоцкого, новое издание «Намедни» Леонида Парфенова и многое другое.
«Была представлена книга про Алексея Навального, первая книга про этого человека. Ее написал прекрасный журналист и путешественник Константин Воронков. — рассказывает Полина Князева. — Она писалась совместно с самим Навальным. Плюс серия, запущенная в 2011 году — „Сокровищница мировой культуры“. В эту серию входят книги о мировом кино, музеях мирах и мировой музыкальной культуре».
«Есть любопытная книга Дэвида Рэмника о Бараке Обаме, ее быстро перевели в издательстве Corpus. Вышла книга о Бродском, что неудивительно, потому что „бродскиана“ растет неудержимо. Я вообще не припомню такого увлечения поэтом, как то, что происходит именно с Бродским», — говорит Александр Ливергант.
Читать или ...?
Пока
Согласно данным недавнего соцопроса Левада-центра, 45% россиян не читают вообще.
«Я подозреваю, что те же цифры и в других цивилизованных странах — Франции, Германии. Сейчас уже чтение перестало быть чем-то существенным. В век интернета и телевидения мало кто читает книжки. Я сужу даже по своим студентам», считает Александр Ливергант.
«Литература как развлекательный жанр проигрывает кино, телевидению. — добавляет Полина Князева. — Но, возможно, привив привычку читать в принципе, можно развить ее до привычки читать вообще, пробегать глазами текст. Это уже дорогого стоит. Нужно, чтобы человек прошел этот путь — от более легкой литературы к более сложной. Мы надеемся на культурные и образовательные программы».
Большинство же читающих отдает предпочтение не аналитике, а легкому развлекательному чтиву.
32% россиян обязательно выбирают жанр «фэнтези», такого рода книги помогают им отдохнуть, отвлечься и расслабиться.
Впрочем, русская классика пока не сдает свои позиции — почетное второе место и 30% поклонников.
«Бронзу» удерживают книги исторического жанра, которые читают в основном мужчины.
Александра Семенова
Источник: www.bbc.co.uk