Совсем недавно, буквально пять лет назад, издатели начали говорить об электронном книго-издании. Сначала скептически, потом тревожно, затем с нарастающей паникой. А в 2010 году все дружно хоронили книжный бизнес. И вот уже в
Прямо на наших глазах начинает разваливаться такой привычный и стабильный книжный бизнес. Монетизировать электронную книгу пока не очень удается. По самым оптимистич-ным оценкам, объем электронного книгоиздания в России составляет около 2,5 млн долл. (это менее 0,1% от объема всего нашего книжного рынка). А сам книжный рынок ежегодно проседает на
Но вот посреди издательского пессимизма и всеобщей растерянности есть небольшой островок стабильности — детская литература, которую уже привычно, до кучи, отпевают заодно со всей книжной индустрией. На фоне падения рынка только детская книга дает устойчивый рост, а книжные магазины выделяют под нее все большие и большие площади. И это несмотря на то, что «наши дети перестали читать», «нет новых интересных авторов», «ребенка невозможно оторвать от компьютера» и т.п.
Оставим в стороне разговоры о культурной деградации подрастающего поколения — этому мифу не одна сотня лет. Но почему объективные цифры не показывают пагубного влияния электронных изданий на традиционную детскую книгу? Лично мое глубокое убеждение, что детская литература очень органично приспособлена к бумажному носителю и это ее доволь-но долго еще будет оберегать. Электронный носитель пока не дает собственно детскому чтению ничего принципиально нового. Даже больше, электронный текст не сохраняет партикулярности чтения и превращает его в нечто совсем иное. В то время как сама потреб-ность в чтении никуда не исчезает.
Электронную детскую книгу без элементов игры и анимации представить себе невозможно. А иначе зачем все это? Это мы, взрослые, относимся к электронному чтению утилитарно, поскольку оно и удобнее, и дешевле. Но ребенку этого не объяснить. Для него носитель и эмоции, связанные с процессом, неразрывны. И вот тут возникает противоречие между игрой и чтением. Одно отвлекает от другого. На электронном носителе игра всегда побеждает, поскольку он для этого и приспособлен. Об этом же говорят и факты — игровые приложения для детей скачиваются в десятки и сотни раз чаще, чем книги. А для самого ребенка очень быстро электронная книга становится недоделанной игрой с «отягощением» в виде текста.
Ну и в смысле бизнеса симбиоз чтения и игры — явление, очевидно, побочное и вызвано в первую очередь стремлением издателя реализовать в электронном виде накопившиеся у него авторские права на тексты и иллюстрации. Это понятно всем, кто попытался выпустить хотя бы одну электронную детскую книгу. Насколько я знаю, пока еще никому не удалось зарабо-тать на этом формате. Да что там заработать, хотя бы выйти в нормальную прибыль. Чего не скажешь об играх. Может быть, все-таки логичнее отдельно разрабатывать игры и произво-дить книги? На сегодняшний день это как минимум выгоднее.
Борис Кузнецов
Источник: rbcdaily.ru