Виртуальная слава неосязаема, а мы все-таки пока живем в материальном мире. Наступление эпохи Интернета открыло перед всеми пишущими новые возможности.
И в самом деле, набиваешь в поисковой строке «Нил», то вместе с певцом Нилом Янгом и астронавтом Нилом Армстронгом обязательно выскочит и романист Нил Гейман. «Это одно из моих самых больших достижений», — хвалится писатель, сам, кажется, похожий на героя одного из своих романов, плутоватого Чарли.
Технология раскрутки книг менялась по мере внедрения технических новшеств: три десятка лет назад — машинописный текст в пяти экземплярах, затем — копии на ксероксе, потом — на принтере... Теперь вместо всего этого — Сеть. До издательства многим как до неба, а здесь потенциальные читатели находятся на расстоянии нескольких кликов.
Сайтов — тысячи, на все вкусы: фантасты, юмористы, «клубничка», историческая, военная литература, женские истории, детективы, про детей и про зверушек. И еще блоги с разнообразными байками из жизни и потоком сознания. Масштабы — любые: от междусобойчиков на несколько человек до десятков тысяч посетителей. В некоторых случаях аудитория вполне соизмерима с издательскими тиражами. Самые крупные ресурсы — с претензией на серьезность — «Проза.ру» и «Поэзия.ру».
А первым продать «рукопись» в Интернете попробовал Стивен Кинг. Он предложил своим фанатам вступить в честные товарно-денежные онлайн-отношения. Любитель знаков и символов все продумал: для эксперимента выбрал знаковый 2000 год и название произведения вполне символическое — «Растение», что-то такое про разумного и агрессивного представителя флоры. Писатель начал выкладывать текст по хитрой схеме: за первые три главы предлагал платить по $1, главы с четвертой по седьмую оценил в $2, дальше — бесплатно. Каждая следующая глава появлялась на сайте, если за предыдущую заплатил определенный процент читателей. Когда за четвертую порцию раскошелилось меньше половины стартовавших, автор публикацию прекратил. То ли сюжет не захватил, то ли писатель заскучал, но, судя по всему, «Растение» до полноценной книги так и не выросло. Тем не менее сумма, которую удалось заработать, впечатляет: сразу несколько источников называют неслабые $500 тыс. Для Кинга, может, и не слишком много, но прибавка к гонорарам хорошая.
Однако последователей у Кинга оказалось немного. Этот вроде бы очевидный и понятный способ, на первый взгляд очень удобный и для авторов, и для пользователей Сети, пока не прижился. Вероятно, время еще не пришло. Зато пиариться и раскучиваться в Интернете уже научились. Сегодня «сарафанное радио» под названием Интернет стало едва ли не наиболее эффективным и малозатратным способом раскрутить роман. Почти у каждого автора (особенно если дело касается фэнтези и фантастики) есть свой сайт, где можно прочесть произведение бесплатно (как, например, у Бориса Акунина) или заказать за умеренную плату (как у Захара Прилепина — его новые романы стоят в среднем 250 рублей). Сегодня многие писатели присутствуют в социальных сетях, постят новости о своем новом романе в ЖЖ, а некоторые и вовсе публикуют отрывки из неоконченной книги и советуются с фанами, как дальше развивать сюжет.
Впрочем, не все так просто. Все это хорошо для тех, кто уже приобрел какую-никакую известность. Сайт неизвестного автора неизвестной книги — пустые хлопоты и финансовые затраты. Подруга написала книгу, ее издали, развезли по магазинам. Остальное она взяла в свои умелые, как ей казалось, руки, благо девушка состоятельная. Велосипед решила не изобретать, заказала сайт, вполне приличный по графике и навигации, изготовила что-то вроде бук-трейлера, выложила фрагменты. Ей казалось, что персональный сайт — непременная часть успешной рекламной кампании. Резонанса никакого. Тогда ей подсказали каких-то бодрых ребят, которые за
В случае с известным автором некоторые социальные сети эффективно работают. Но новичку надо следовать определенным правилам. На неизвестное имя тут тоже не клюют. Сегодня наиболее актуальны для раскрутки профили издательств, их начали потихоньку создавать года два-три назад и сейчас плоды поспевают:
На Западе начинающих и в то же время подающих надежды авторов издатели начинают раскручивать сами. Стоит появиться чему-то стоящему или хотя бы популярному в Сети, издатели мгновенно отлавливают автора и предлагают выйти из тени. У нас шлюзы только-только на-чали открываться, отечественные издатели пока довольно инертны и Сеть не мониторят, заняты продвижением только на собственных сайтах. Тем не менее и тут намечается прорыв. На новой интеллектуальной площадке Дома книги «Москва» пришельцев из блогосферы набралось на полноценную выкладку. И звезды, перешагнувшие рубежи виртуального пространства, тоже появляются. Из тех, кто уже на слуху, — Слава Сэ или Татьяна Соломатина.
С тем, что игнорировать ресурс Интернета крупным издательствам невозможно, соглашается и директор по брендингу и рекламе издательства ЭКСМО Владимир Чичирин: «Пока бумажная книга остается основным рынком, но электронная книга показывает уверенный рост, и мы не можем этого игнорировать. Интернет — это уже не просто новый инструмент продвижения, а виртуальная реальность. И подходить к Сети надо, как к полноценному и самодостаточному способу коммуникации с потребителем».
Один из основных инструментов продвижения книг в Интернете — электронная выкладка. Интересно, насколько выгодны все эти PDF, RTF, FB2 и прочие «литературные» форматы самим издателям? Чистая арифметика: «Герой иного времени» Анатолия Брусникина в электронном варианте стоит 70 рублей. Небольшой по объему томик на сайте Ozon выставлен за 250 рублей. «Хоксмур» Питера Акройда обойдется в 107 рублей, в то время как бумажный вариант — в 224 рубля. «Мы понимаем, что рано или поздно электронные книги станут существенной частью рынка. У нас есть сайт Elkniga.ru, который занимается их продажей. Проект этот пока убыточный, мы в него пока только инвестируем. Главная задача сегодня — аккумулировать как можно больше прав на электронные книги», — говорит гендиректор издательства «Астрель» (ИГ «АСТ») Юрий Декайло. Но, добавляет эксперт, дело это весьма и весьма хлопотное: «Мы должны либо оговаривать продажу электронной книги в стандартном договоре с автором, либо заключать отдельный договор на цифровое издание».
И все-таки существуют сотни популярных литературных сайтов — тысячи посещений, десятки рецензий. Что еще надо? Надо — бумагу. Виртуальная слава неосязаема, а мы все-таки пока живем в материальном мире. Сколько бы ни уверяли обитатели Сети в своей абсолютной самодостаточности, всем хочется в магазин, на полку.
Источник: profile.ru