27 июля, 2012

«Гоголь-модули» и другие способы застать покупателя врасплох

На какие только ухищрения не идут издатели, чтобы заставить людей читать. Недавно в сети появилась информация о том, что аргентинское издательство Eterna Cadencia издало первую книгу с исчезающими чернилами, текст которой испаряется через пару месяцев после покупки. Кто не успел — тот проиграл.

Уже несколько лет целое подразделение Random Hause потеет, придумывая компьютерные игры, где прочтение книги становится частью квеста. Куча серьезных людей озабочены пропагандой чтения. Меж тем, когда шесть лет назад на Франкфуртской ярмарке профессионалов опрашивали на тему «какой институт, связанный с книгой, отомрет первым», получили парадоксальный результат. Большинство экспертов ответило: крупный книжный букмаркет на главной улице города. Возможно, дело не только в падении интереса к чтению, а в архаичности самой схемы распространения книг.

Вроде бы успешное существование «Москвы» опровергает этот прогноз. Однако недавний кризис сетей магазинов Waterstone’s и Barnes & Noble вписывается в озвученную тенденцию. Консюмеристская модель, приравнивающая потребителя интеллектуального продукта к потребителю товаров массового спроса, буксует. Картина мира-гипермаркета, которую последние двадцать лет критиковали интеллектуалы обоих полушарий, в принципе перестала казаться привлекательной. «Шопинг не развлекает, шопинг утомляет» — такими плакатами были украшены улицы Берлина этой весной. Большой книжный магазин хорош только для того покупателя, который точно знает, зачем он пришел и чего хочет. В модель букмаркета не вписывается множество удобных способов использования и распространения книг: к примеру, книгообмен и букинистическая торговля. Невозможно себе представить парижского букиниста, торгующего в «Москве» или в Waterstone’s.

О том, что смена модели книгораспространения может привести к изменению отношения к чтению, первыми догадались не книготорговцы, а урбанисты. Последние несколько месяцев по социальным сетям гуляет фотография маленького книжного павильона, вмонтированного в стенку автобусной остановки. Этот проект был предложен городским властям колумбийского города Богота. Идея его состояла в том, что надо приблизить «книжные точки» к тем местам, где люди обычно в них нуждаются. Автобусная остановка, станция метро, железнодорожный вагон. Человек томится в ожидании, и тут ему буквально подсовывают книгу: лекарство от скуки под рукой.

В Боготе большую часть таких павильонов сделали функционирующими по библиотечной модели с возможностями книгообмена: понравившуюся книгу можно брать с собой в дорогу и возвращать на любой другой станции, прочитанную книгу из домашней библиотеки можно обменять на «книгу с остановки». Но есть в Боготе павильоны, совмещающие возможности библиотеки и небольшого книжного магазина. Книгу можно почитать в дороге и купить, если не хочешь с ней расставаться. Похожую модель приняли на вооружение в Италии, где этим летом были установлены книжные павильоны (библиотеки и магазины) на традиционно книжных местах — городских пляжах.

Концепция новых (а на самом деле старых) книжных мест: застать человека в момент расслабленной скуки и предложить книгу в качестве лекарства. В России подобную модель впервые попытались использовать в скоростной электричке Москва — Калуга, где вместо традиционного вагона-ресторана открыли книжный бар, где можно взять/обменять/купить книгу на время пути.

Следующими за подобную компактную форму библиотеки-магазина-читальни логично ухватились московские парки. В «Музеоне» все лето с успехом работает библиотека-книгообменник: количество прошедших через нее книг уже не поддается пересчету. Но в «Музеоне», равно как и в калужской электричке, нашли правильное место, не создав при этом новую форму. Успех «боготовского» проекта во многом был связан с удобной и стильной дизайнерской концепцией.

Для создания правильной формы объявили открытый архитектурный конкурс на проект маленького книготоргового паркового павильона «Гоголь-модуль». Организаторами выступили проект АРХИWOOD, Институт книги и «Бюро 17» при поддержке Департамента СМИ и рекламы — в рамках программы «Книги в парках», которая подразумевает разные книжные события на открытом воздухе.

Задачей участников было создать стильный объект, который функционирует и как торговая точка и одновременно может быть использован как традиционная парковая мебель — лавочка, беседка, лесенка. В этом маленьком павильоне будут совмещаться все доступные современному пользователю формы использования книги: книготорговля, изба-читальня, книгообменник, букинистический магазинчик. Будет таких павильонов по нескольку штук в каждом парке — отсюда «модуль». Победил в этом конкурсе проект Дарьи Бутахиной и Александра Кудимова (RueTemple) — деревянная беседка цилиндрической формы, ребра которой служат одновременно скамейками и книжными полками.

Через месяц «Гоголь-модули» установят в столичных парках (для начала в «Музеоне», Парке культуры и в Саду Баумана) — в местах, где гуляют, ищут развлечений и скучают жители большого города, многие из которых даже не подозревают, что книга — лекарство от многих недугов.

Наталия Бабинцева

Источник: «Московские новости»