Количество бумажных обязательных экземпляров планируют сократить до минимума и добавить в требования один электронный экземпляр. Последнее нововведение может затронуть интересы издательского бизнеса.
Министр культуры рассказал о поправках, которые его ведомство готовится внести в в федеральный закон «Об обязательном экземпляре документов».
По словам Владимира Мединского, главные изменения, которые предусматривает новый законопроект, это уменьшение количества обязательных экземпляров с 16 до необходимого минимума, а также включение в закон одного обязательного электронного экземпляра.
Руководитель государственной библиотеки (РГБ) Александр Вислый считает, что появление обязательного электронного экземпляра является залогом активного развития в сфере библиотечного дела не только в России, но и за ее пределами.
«Смысл этой идеи прост: достаточно одного электронного экземпляра — копии, в точности совпадающей с печатным изданием, который поступает в одну из библиотек. Тогда по существующему закону любой читатель, пришедший в любую библиотеку страны, сев там за компьютер, сможет этот экземпляр почитать. Если такое произойдет, то каждый гражданин России легально и бесплатно получит доступ ко всему современному знанию», — цитируют «Известия» Вислого.
При этом гендиректор РГБ отмечает, что в принятии нового законопроекта очень важны детали, и прорыв возможен только в том случае, если поправки будут внесены в том виде, в котором они предлагаются Минкультуры сейчас.
«В ином случае последствия могут быть катастрофическими. Например, может в итоге получиться вариант, что этой электронной копией смогут пользоваться только внутри помещения одной конкретной библиотеки», — считает Александр Вислый.
Негативные для пользователей библиотек последствия могут возникнуть также, если электронный экземпляр будет храниться, к примеру, в ИТАР-ТАСС, которому, напомним, Владимир Путин своим указом делегировал полномочия Российской книжной палаты.
Проблема в том, что по закону пользователи могут получить доступ к электронной копии можно только в помещениях библиотек и только в том случае, если права на эту копию принадлежат библиотеке. Поэтому, если будет реализован вариант с информагентством, оно сможет только хранить ОЭ, не давая к нему доступ.
Вислый поясняет, что хранение электронного ОЭ в библиотеках никак не противоречит указу Путина, поскольку работа с электронными экземплярами с полномочиями Книжной палаты не связана, в обязанности РКП входит сбор, хранение и распределение между библиотеками страны упомянутых 16 печатных экземпляров.
Как сообщалось, гендиректор РГБ обратился к председателю Госдумы Сергею Нарышкину с просьбой передать полномочия ликвидируемой Российской книжной палаты РГБ. О том, какое решение будет принято по этому вопросу, пока неизвестно.
Заместитель министра культуры Григорий Ивлиев сообщил, что сейчас работа над законопроектом об ОЭ находится в начальной стадии и пока не обозначены сроки его завершения.
Чиновник также отметил важность введения электронной копии ОЭ и необходимости просчитать, как это повлияет на российский книжный рынок: «В данный момент мы исследуем, как влияет создание электронного экземпляра на сложившуюся систему, проверяем, как обязательный экземпляр используют в учреждениях, куда он направляется. Это очень сложная работа».
Возражения против появления в свободном доступе электронных экземпляров книг могут возникнуть у представителей издательского бизнеса, чьи интересы могут пострадать. Подобный конфликт уже возникал при работе поправками в статью 1275 Гражданского кодекса РФ, где говорилось об оцифровке книг библиотеками. Издатели опасались бесконтрольного перевода в электронный вид всей их продукции, и споры по этому вопросу продолжались в течение всего 2012 года.
Тем не менее, некоторые популярные писатели считают, что свободное распространение информации важнее, чем их гонорары.
Такого мнения придерживается, например, фантаст Дмитрий Глуховский, который в прошлом году выложил свой новый роман в социальную сеть «В контакте». И это не помешало произведению после выхода бумажной версии исправно попадать в «Топ-20» самой продаваемой в России литературы.
«Это прекрасная инициатива, пусть люди читают. Для того чтобы люди не разучились читать, им нужно предоставлять удобную и простую, желательно — бесплатную возможность это делать. Люди, которые читали книги в библиотеках, никогда за это не платили. Библиотеки для того и созданы, чтобы пропагандировать чтение, давать доступ к текстам тем людям, которые не могут себе позволить купить книги. Тем более что книги в последние пять лет подорожали в несколько раз», — комментирует Глуховский свою позицию.
Денис Драгунский также согласен с современной теорией о том, что чем больше автора читают и знают в Интернете, тем активнее приобретаются его бумажные книги.
«Я бы даже хотел, чтобы любую книгу можно было прочитать из дома, а не обязательно придя в библиотеку. Думаю, что так оно и получится: человеку достаточно будет зарегистрироваться на сайте своей местной библиотеки, получить пароль — и вперед», — планирует Драгунский.
Напомним, что, согласно предписанию президента, правительство уже внесло в Госдуму законопроект с поправками к закону об обязательном экземпляре, но они были чисто техническими: сменилось только название учреждения, которое будет заниматься работой с ОЭ.
Источник: pro-books.ru