Журнал Publishers Weekly совместно с Livres Hebdo публикует традиционный рейтинг крупнейших мировых издательств, основанный на их годовой выручке от продажи книг. На несколько строчек в сравнении с прошлым годом поднялись два российских издательства.
На первом месте в списке, как и в 2012 году, оказалось издательство Pearson, годовая выручка которого в 2013 году составила $9,33 миллиарда. Второе место заняло Reed Elsevier, третье — Thomson/Reuters, четвертое — Wolters Kluwer. Большинство подразделений этих издательств специализируется на издании учебной, научной и специализированной литературы.
Среди издательств, выпускающих книги общего назначения, на первом месте по результатам 2013 года оказалось Random House. Совместная выручка Penguin Random House и немецкой издательской группы Random House составила $3,66 миллиарда. При этом к статистике Random House добавили статистику Penguin лишь за второе полугодие, так как слияние издательств произошло в середине 2013 года. Статистика по первому полугодию была засчитана Pearson. Доля выручки издательств, входящих в первую десятку, от общей выручки 50 крупнейших издательств составила 54% (в 2012 году — 55%).
Одним из наиболее заметных издательств, не входящих в первую десятку, является французская компания Groupe Madrigail. Покупка этой компанией французского издателя Flammarion подняла ее в общем рейтинге с 47 на 31 позицию. Выручка Groupe Madrigail за 2012 год составила $574 миллиона (данные по 2013 году пока недоступны, в прошлом году учитывались данные 2011 года).
Еще одной тенденцией в рейтинге издателей Publishers Weekly называет ухудшение положения бразильских издательств. В 2012 году в списке присутствовало три компании из Бразилии, в 2013 году осталось две, занявшие самые низкие позиции в рейтинге. Причина — девальвация бразильского реала, которая привела к падению выручки издательств, выраженной в долларах.
Заметными игроками вне топ-10 являются китайские издательства. Так, China Publishing Group Corp поднялось с 22 на 14 место с выручкой около $1,5 миллиарда. China Education and Media Group поднялось с 30 места на 21, показав выручку объемом в $1,15 миллиарда. Два еще больших китайских издательства не попали в рейтинг, так как было невозможно отделить их выручку от продажи книг от общей выручки.
Серьезный скачок в топ-56 совершило российское издательство «Эксмо», поднявшееся с 55-й позиции на 45-ю. Годовая выручка «Эксмо» за 2013 год составила $343 миллиона. Второе российское издательство, «ОЛМА Медиа Групп», также продемонстрировало рост выручки и переместилось на 49-ю позицию с 52-й.
Полный список топ-56 книгоиздателей от Publishers Weekly и Livres Hebdo можно посмотреть тут: pro-books.ru