10 сентября, 2010

Потребители букв

Вопреки распространенному мнению современный человек не стал читать меньше, однако значение чтения как культурного явления действительно снижается.

Вопреки распространенному мнению современный человек не стал читать меньше, однако значение чтения как культурного явления действительно снижается.

В семье Ирины, менеджера проектов в коммуникационном агентстве, домашняя библиотека собиралась не одно десятилетие. "Мой папа собирал книги, как мне кажется, всю жизнь, - рассказывает Ирина. - И продолжает до сих пор. Мама шутит, что скоро откроешь холодильник - а там тоже книги вместо колбасы. В детстве это был лучший способ выпросить карманные деньги - на книжку папа давал денег всегда". Так что читала Ирина постоянно, практически жила книгами. В старшей школе и на первых курсах университета у нее была своеобразная традиция: накануне ответственных экзаменов вместо учебников читать "Завтра была война" Бориса Васильева.

А вот молодому специалисту-аудитору Дмитрию достаточно того, что он прочитал в школе. "Я книг не читаю. У меня времени нет. Да и устал я от них, в школе читал слишком много, наверное, - оправдывается Дмитрий. - Что читал в школе? Ну не "Войну и мир", конечно, фантастику всякую, Стивена Кинга очень любил. Сейчас, правда, не слежу, может, и выходит у него что-то новое".

УЧИМ ТВИТТЕР

Читатель сегодня - тот, кто просто умеет читать. На наших глазах происходит информационный взрыв. Буквально ежедневно со всех сторон на нас льются потоки информации, и структурировать ее, отделить полезное от бесполезного получается с трудом. Если раньше единственным источником нового знания была книга, то теперь ее упорно вытесняет Интернет. То есть Интернет вытеснил книгу как источник получения знаний. Таким образом, изменилась сама структура чтения. Ответы на вопросы, новые знания сейчас проще найти в блогосфере, социальных сетях, новостных агрегаторах. Актуальность и доступность информации становятся основным приоритетом, а книги - неким необязательным атрибутом развлечения. Помимо Интернета книгу теснят звуковая книга - Audio Book, мультимедийная книга - CD-Book и сетевая книга - E-Book. Списки мировых бестселлеров, которые не первый год возглавляют бывшие домохозяйки Роулинг и Майер, свидетельствуют: чтобы быть востребованной, книга сегодня должна уводить читателя в иллюзорные, вымышленные миры, а не воспитывать и поучать.

Вопреки распространенному мнению основная проблема заключается вовсе не в том, что россияне вообще перестали читать. Нет, они читают, и много. Но вот если разделить чтение как процесс потребления информации и чтение как культурное явление, то действительно, можно говорить о снижении роли последнего.

В апреле 2010 года ВЦИОМ опубликовал результаты очередного опроса общественного мнения, посвященного чтению и книгам. Только 22% опрошенных читают книги постоянно, почти половина - 42% респондентов - регулярно. Однако и этот опрос в итоге отобразил только предпочтения россиян в художественной литературе и практически не затронул литературу специализированную, профессиональную, научную.

"Большинство дискуссий о чтении чаще всего упирается в рассуждения о судьбах художественной литературы. Но ведь это всего лишь малая часть огромного пласта человеческой культуры", - считает Александр Гаврилов, руководитель Института книги. - Это равнозначно тому, что вы ядерную энергию будете использовать только для того, чтобы фонарики зажигать. К сожалению, место книги в жизни россиян с каждым годом становится все меньше и меньше, - продолжает Александр Гаврилов. - Сегодня человек может гордо заявить о том, что он не читает совсем. В недавнем опросе "Левада-Центра" 35% людей с высшим образованием сообщили, что не читают никаких книг никогда. Авторитет чтения в обществе падает, все меньше людей всерьез задумываются о важности накопления знаний через книгу. И это очень печальная тенденция. Не трагедия еще, конечно, но определенный симптом возможной трагедии".

КТО ПОБЕДИТ?

Объем книжного рынка в России на сегодня оценить крайне сложно. Имеет место стабильный ежегодный рост количества названий: в 2009 году в России было выпущено порядка 127 тыс. наименований книг. Но одновременно с этим сократился суммарный тираж - в 2009 году из типографии вышло 716,5 млн экземпляров, тогда как в 2008-м эта цифра составила 760 млн. Если оценивать объемы выпуска по направлениям, то традиционно лидируют учебная (26,7% от общего количества выпущенных книг) и художественная литература (27,4%). На третьем месте общественно-политическая литература - 17,5%.

Что касается электронной книги, то определение тиража отсутствует для нее по определению - все они миллионы раз закачиваются через Интернет. Очень косвенной характеристикой состояния рынка может служить, например, количество проданных ридеров - в 2009 году в среднем было реализовано около 2,5 млн устройств. "Если говорить о динамике продаж, то на данном этапе спрос на электронные книги стабильный, продажи не возрастают, но и не снижаются, - говорит генеральный директор "Литрес.ру" Сергей Анурьев. - Так как сейчас львиная доля электронных книг является прообразом бумажной копии - себестоимость ее производства: исходная стоимость минус затраты на типографию. И для каждой книги себестоимость, соответственно, своя. Условия для распространителей - 45-50% с продажи каждой книги отчисляется правообладателю. То есть если книга стоит 40 рублей - 20 рублей уходит в издательство или же автору напрямую. В перспективе за 10-20 лет электронный формат вполне может вытеснить бумажные аналоги, но это зависит от сегментов литературы. Художественная литература более подвижна, прикладная и учебная - менее. А если брать краткосрочную перспективу, 2-3 года, то нет, пока еще не созданы все условия для этого". Кстати, когда вышла последняя часть "Гарри Поттера", ее электронный аналог стоил почти как бумажный - 1000 рублей (на легальном портале, конечно).
"Интернет, различные электронные устройства для чтения, телевидение постепенно вытесняют бумажную книгу как способ получения информации, однако позиции книги все еще очень сильны, - считает Ирина Федосова, генеральный директор издательства "Рид групп". - Книга по-прежнему остается продуктом массового потребления. Она по-прежнему воспитывает, развивает, развлекает. Бумажная форма сменится электронной, но книга как особый информационный формат сохранит свое существование". Скачивали книги из Интернета в 2009 году или читали в онлайне только 7% россиян, а заказывали книги в Сети еще меньше - всего 2% респондентов. Объем выпуска аудиокниг в среднем у одной компании (ими на рынке занимается сразу несколько игроков) составляет около 50-100 наименований в год стоимостью $1,5 млн. По оценкам экспертов, пока рынок аудиокниг освоен на 5-10%.

"Консервативный по своей сути книжный бизнес сейчас неожиданно оказался в самом эпицентре развития технологий, можно сказать, на сломе, - считает Анна Бичевская. - И ему придется меняться, причем в самые кратчайшие сроки. С исчезновением бумажных носителей книга не умрет, но видоизменится, возможно, станет намного меньше по объему. Так как имеет место тенденция, что современному читателю тяжело долго концентрировать свое внимание на сплошном тексте. Вполне реально, что короткий текст будет содержать в себе большое количество гиперссылок, чтобы читатель мог сам выбирать, какой аспект описанной в нем проблемы он хочет изучить в данный конкретный момент".
Книга в первую очередь - результат интеллектуального труда, несравнимый по затратам с написанием колонки или поста в блог. Если переходить на сухую терминологию маркетологов - это уникальный продукт, который может быть создан только профессионалами. И какое бы ни было ее физическое исполнение, процесс образования и воспитания личности обойтись без нее не сможет. Приучать к чтению не только вывесок в магазинах и бегущей строки новостей, но и серьезной литературы необходимо с самого детства. Знания накапливались веками, и изложить их кратко в рамках 140 знаков в Твиттере не сможет ни одна технология.

НАУКА ЧИТАТЬ

В Европе и Америке сейчас реализуется много интересных и успешных проектов в сфере повышения интереса к чтению. Так, британская организация National Literacy Trust озаботилась проблемой низкого интереса к книгам среди мальчиков-школьников. В школьной среде бытовало мнение, что читать - "не мужское занятие", удел девчонок и зубрил. То ли дело футбол, к примеру. В итоге была запущена рекламная кампания Reading Champions, в ходе которой известные спортсмены и звезды шоу-бизнеса позировали с книгами и рассказывали, что чтение может сделать из простого человека настоящего чемпиона и мастера своего дела. Проводились целые чемпионаты по чтению, победители которых встречались со своими кумирами лично. И эффект был потрясающий.

Привлекать спортсменов к пропаганде чтения начали и в России. С начала сентября знаменитые российские футболисты рассказывают о любви к чтению на различных интернет-ресурсах и улыбаются с биллбордов.

В ПОГОНЕ ЗА РУБЛЕМ

В пылу борьбы за продажи книгоиздатели всеми силами стараются привлечь внимание читателя к своей продукции. Волшебные слова "мировой бестселлер", "уникальный авторский стиль", участник премии "Большая книга" (что само по себе никакой ценной информации не несет - автор мог быть последним в списке выдвигавшихся на премию), "лидер продаж по версии New York Times" кочуют от обложки к обложке. Книгу пытаются поддержать и премиями, как локальными, так и международными. Художественную литературу ругают и хвалят жюри многочисленных премий, начиная с "Дебюта" и заканчивая "Русским Букером" и "Национальным бестселлером".

"Безусловно, присуждение премии стимулирует увеличение продаж, а значит, и тиражей - в два-три раза. Но, как правило, авторы, получающие премии, издаются тиражом 3-4 тыс. экземпляров, и в этом случае изменение тиражей и продаж незначительно, - объясняет Олег Новиков, генеральный директор издательства "Эксмо". - Поэтому на сегодня, как правило, книжные премии калибра "Букер", "Большая книга" - это в первую очередь вопрос престижа автора и издательства. Хотя в любых правилах есть исключения: книги Улицкой продавались тиражами 30-40 тыс. экземпляров; премии помогли повысить продажи до 100-150 тыс. Так что во многом все зависит от автора: способен его воспринимать узкий круг ценителей или же он будет интересен широкой аудитории?"

Что же касается локальных премий, присуждаемых в конкретных сегментах (например, "РосКон", которая вручается на ежегодном конвенте российских фантастов), то ни на продажи книг, ни на популярность автора они не влияют.

Наталья Кириллова

Источник: журнал «Профиль» (№32, 06 сентября 2010 года)