16 ноября, 2010

Бальзам на уши. Андрей Евпланов, «Российская. Бизнес-газета»

В России уже издано около 200 тысяч названий аудиокниг. Об отечественном рынке небумажных книг рассказывает «Российская. Бизнес-газета»

Российский рынок аудиокниг еще очень молод, ему всего 8 лет, но он уже переболел всеми известными болезнями роста: и излишним оптимизмом, и параличом спроса, и слабостью маркетинга. Особенно неудачными для него были последние два года. Правда, эксперты говорят, что это только легальная его часть хиреет, а нелегальная растет и наливается здоровьем. По некоторым данным, более 50% аудиокниг распространяется нелегально. Аудиокниги продаются в переходах и пристанционных киосках в большом количестве, и вряд ли все они лицензионные. Кроме того, аудиокниги активно скачиваются из Интернета. Есть там и сайты, где можно прослушать "Войну и мир" или "Трех мушкетеров" в режиме онлайн. Любая новинка выкладывается в Интернет незамедлительно со сверхсветовой скоростью. Пиратские аудиокниги могут быть копиями лицензионных либо перенесены с других носителей - кассет, аудио-CD, могут быть записаны с радио.

Среди факторов, негативно влияющих на динамику легального рынка, эксперты выделяют и проблему дистрибуции аудиокниг. Сегодня основными каналами продаж аудиокниг являются книжные магазины, магазины электроники, интернет-магазины.

При этом заинтересованность книжных магазинов и магазинов электроники в аудиолитературе невысока. Для магазинов электроники аудиокниги - товар непрофильный. Книжные магазины тоже не всегда выделяют место под аудиокниги, они ведь дешевле печатной литературы.

Однажды Владимир Путин заметил, что аудиолитература - "очень хорошая форма" познания и что сам он слушает "Курс русской истории" Василия Ключевского. Покупатели среагировали мгновенно. Продажи аудиокниг с лекциями Ключевского резко поползли вверх, за два месяца был продан годовой тираж (1000 экземпляров). Ключевский потянул за собой Карамзина и Соловьева, их тоже стали покупать гораздо активнее. Сейчас издано около двух тысяч названий "говорящих книг". Среди них мировая классика, современные бестселлеры, детские аудиоспектакли, деловая литература. Большим спросом пользуются двуязычные и англоязычные диски, записанные носителями языка. Но охотнее всего покупают русскую классику.

Главные покупатели аудиокниг - молодые люди: возраст 40% слушателей колеблется от 25 до 35 лет. Это далеко не только водители, коротающие время в пробках, - их среди потребителей всего четверть. Остальные слушают аудиокниги дома, на отдыхе, беговой дорожке (52%), в метро (35%), на работе (23%). Ритм жизни все убыстряется, и людям действительно некогда читать.

- Изменившаяся психология потребления и технологическая революция совпали и привели вот к этой внезапной перемене в истории мировой культуры, к популярности аудиокниги, - отмечает Кирилл Красильников, руководитель проекта "Аудиокнига" компании "Сидиком".

Рынок аудиокниг в России далек от насыщения. Как считают эксперты, он освоен лишь на 15%, что составляет сегодня 10-15 млн долларов. При этом сегмент аудиокниг составляет всего 1% от рынка книгопечатной продукции.

Среди издательств лидерами по количеству представленных аудиокниг являются следующие: "Ардис", "ЭКСМО-СИДИКОМ", "1С", "ИДДК", "Книга вслух". По мнению экспертов, сегодня не более 10 компаний регулярно заявляют о новинках в своих каталогах. В ближайшее время, возможно, их количество сократится, что объясняется влиянием кризиса на эту отрасль.

По мнению руководителя направления компании "1С" Елизаветы Агеевой, дальнейшее развитие рынка аудиокниг будет сопровождаться сокращением его объе мов. Некоторые игроки будут вынуждены покидать сегмент. Компаниям с неустойчивыми финансовыми возможностями сложно приглашать на работу высоко классных актеров и режиссеров, что сказывается на качестве продукции и не позволяет потребителям сделать выбор в пользу их товара.

При этом спрос на аудиокниги в России несколько отличается от спроса на традиционные книги: например, аудиоверсии книг о Гарри Поттере не вызвали ажиотажа: почти весь тираж пришлось разослать по 72 библиотекам для слабовидящих.

Характерно, что в России пустила корни советская школа радиопостановок, когда на Западе принято читать книги одним голосом, без музыки и спецэффектов: считается, что любое включение музыкального фона или участие режиссера искажают оригинальный текст.

Если говорить о будущих изменениях структуры спроса, издатели прогнозируют разработку большого массива детективной литературы (кстати, правами на ее переиздание обладают как раз крупные книгоиздатели), а также рост сегмента деловой литературы, который должен стать ведущим драйвером.

Как бы то ни было, российскому рынку аудиокниг сегодня еще далеко до показателей западного (20% всего книжного рынка), но, судя по тому, что он все-таки растет, а книгопечатный рынок замедляет темпы роста, эти показатели вполне вероятны.

Ориганальный материан на сайте «Российская. Бизнес-газета»