В России уже издано около 200 тысяч названий аудиокниг. Об отечественном рынке небумажных книг рассказывает «Российская. Бизнес-газета»
Российский рынок аудиокниг еще очень молод, ему всего 8 лет, но он уже переболел всеми известными болезнями роста: и излишним оптимизмом, и параличом спроса, и слабостью маркетинга. Особенно неудачными для него были последние два года. Правда, эксперты говорят, что это только легальная его часть хиреет, а нелегальная растет и наливается здоровьем. По некоторым данным, более 50% аудиокниг распространяется нелегально. Аудиокниги продаются в переходах и пристанционных киосках в большом количестве, и вряд ли все они лицензионные. Кроме того, аудиокниги активно скачиваются из Интернета. Есть там и сайты, где можно прослушать "Войну и мир" или "Трех мушкетеров" в режиме онлайн. Любая новинка выкладывается в Интернет незамедлительно со сверхсветовой скоростью. Пиратские аудиокниги могут быть копиями лицензионных либо перенесены с других носителей - кассет, аудио-CD, могут быть записаны с радио.
Среди факторов, негативно влияющих на динамику легального рынка, эксперты выделяют и проблему дистрибуции аудиокниг. Сегодня основными каналами продаж аудиокниг являются книжные магазины, магазины электроники, интернет-магазины.
При этом заинтересованность книжных магазинов и магазинов электроники в аудиолитературе невысока. Для магазинов электроники аудиокниги - товар непрофильный. Книжные магазины тоже не всегда выделяют место под аудиокниги, они ведь дешевле печатной литературы.
Однажды Владимир Путин заметил, что аудиолитература - "очень хорошая форма" познания и что сам он слушает "Курс русской истории" Василия Ключевского. Покупатели среагировали мгновенно. Продажи аудиокниг с лекциями Ключевского резко поползли вверх, за два месяца был продан годовой тираж (1000 экземпляров). Ключевский потянул за собой Карамзина и Соловьева, их тоже стали покупать гораздо активнее. Сейчас издано около двух тысяч названий "говорящих книг". Среди них мировая классика, современные бестселлеры, детские аудиоспектакли, деловая литература. Большим спросом пользуются двуязычные и англоязычные диски, записанные носителями языка. Но охотнее всего покупают русскую классику.
Главные покупатели аудиокниг - молодые люди: возраст 40% слушателей колеблется от 25 до 35 лет. Это далеко не только водители, коротающие время в пробках, - их среди потребителей всего четверть. Остальные слушают аудиокниги дома, на отдыхе, беговой дорожке (52%), в метро (35%), на работе (23%). Ритм жизни все убыстряется, и людям действительно некогда читать.
- Изменившаяся психология потребления и технологическая революция совпали и привели вот к этой внезапной перемене в истории мировой культуры, к популярности аудиокниги, - отмечает Кирилл Красильников, руководитель проекта "Аудиокнига" компании "Сидиком".
Рынок аудиокниг в России далек от насыщения. Как считают эксперты, он освоен лишь на 15%, что составляет сегодня 10-15 млн долларов. При этом сегмент аудиокниг составляет всего 1% от рынка книгопечатной продукции.
Среди издательств лидерами по количеству представленных аудиокниг являются следующие: "Ардис", "ЭКСМО-СИДИКОМ", "1С", "ИДДК", "Книга вслух". По мнению экспертов, сегодня не более 10 компаний регулярно заявляют о новинках в своих каталогах. В ближайшее время, возможно, их количество сократится, что объясняется влиянием кризиса на эту отрасль.
При этом спрос на аудиокниги в России несколько отличается от спроса на традиционные книги: например, аудиоверсии книг о Гарри Поттере не вызвали ажиотажа: почти весь тираж пришлось разослать по 72 библиотекам для слабовидящих.
Характерно, что в России пустила корни советская школа радиопостановок, когда на Западе принято читать книги одним голосом, без музыки и спецэффектов: считается, что любое включение музыкального фона или участие режиссера искажают оригинальный текст.
Если говорить о будущих изменениях структуры спроса, издатели прогнозируют разработку большого массива детективной литературы (кстати, правами на ее переиздание обладают как раз крупные книгоиздатели), а также рост сегмента деловой литературы, который должен стать ведущим драйвером.
Как бы то ни было, российскому рынку аудиокниг сегодня еще далеко до показателей западного (20% всего книжного рынка), но, судя по тому, что он все-таки растет, а книгопечатный рынок замедляет темпы роста, эти показатели вполне вероятны.