Сервис Google Books, содержащий более 10 млн оцифрованных книг и журналов из американских университетских библиотек, делает доступными для читателей редкие книги, давно распроданные и не переиздававшиеся.
Сервис Google Books, содержащий более 10 млн оцифрованных книг и журналов из американских университетских библиотек, делает доступными для читателей редкие книги, давно распроданные и не переиздававшиеся. Однако благими намерениями, как известно, устлана дорога… если не в ад, то в зал судебных заседаний. Сначала против Google выступила американская Гильдия писателей, и компания предложила заключить коллективный договор. Теперь против выступили европейские издатели, а также Microsoft, Yahoo! и Amazon. Делом Google Books занялся суд, министерство юстиции и конгресс США. Дело серьёзное: от его исхода зависит будущее всей книжной индустрии.
В отличие от крупнейшего в мире онлайнового магазина Amazon, который тоже занимался оцифровкой книг, но исключительно с разрешения правообладателей, Google не стала обременять себя заключениями договоров с авторами. Ситуация на любом книжном рынке такова, что в обычном магазине вы, как правило, не найдёте книг старше двух-трёх лет. Подавляющее большинство когда-либо вышедших книг или уже находятся в общественном достоянии, или перестали интересовать издателей, которые их распродали и не собираются допечатывать (out-of-print), или являются «книгами-сиротами» (orphan books). Так называют книги, срок действия авторского права которых по закону ещё не кончился, но в силу запутанности законодательства и относительной давности лет найти обладателя прав на эти книги очень трудно или невозможно.
Математический подход и честное желание оцифровать всё, что можно, на этот раз подвели Google. Первыми на компанию пожаловались американская Гильдия авторов и Ассоциация американских книгоиздателей. Писатели и издатели считают, что сканировать книги без разрешения — зло, а уж давать почитать выдержки из книг бесплатно — зло злейшее. Иск был подан коллективный, организации — серьёзные. Google ничего не оставалось, как пойти с истцами на мировую, а также заняться коммерцией. По условиям заключённого тогда соглашения по инициативе и на деньги Google должна быть создана некоммерческая организация Book Rights Registry, в обязанности которой будет входить решение конкретных вопросов по авторским правам на распроданные книги и «книги-сироты». Издатели и авторы могли зарегистрировать свои книги и получить 60 долларов сразу, а также 63% с продаж оцифрованных копий и доходов от рекламы, которая будет размещаться на страницах онлайнового просмотра книг. На эти цели Google была готова выделить 125 млн долларов.
Важно отметить, что Google вовсе не собиралась торговать электронными версиями книг напрямую. Google — большое рекламное агентство, она не продаёт товары, она продаёт рекламу. Продавать книги её заставили, в сущности, сами писатели и издатели. Казалось, что такое соглашение станет и решением проблемы авторских прав, а заодно и решением проблемы «чёрной дыры XX века» — так американские библиотекари и эксперты книжного рынка называют ситуацию с большим количеством книг, вышедших в прошлом веке. Надо заметить, что «книги-сироты» — проблема не только американская. Издатели и в России часто сталкиваются с тем, что книги, по закону всё ещё охраняемые, не могут быть переизданы и тем самым возвращены широкому читателю без определённого риска: найти правообладателей (как правило, наследников авторов) невозможно, но и гарантировать, что наследники вдруг не объявятся и не потащат издателей в уголовный суд, никто не может.
Но не тут-то было. Крупнейшее собрание цифровых книг в интернете не дало покоя и европейским книгоиздателям. Против Google выступили сначала издатели в Германии, а затем во Франции. Министр культуры Франции Фредерик Миттеран заявил, что Google «подстраивает под себя авторские права, не придерживаясь законодательных норм Евросоюза».
Давление было настолько серьёзным, что и в данном случае компании пришлось пойти на компромисс: она пообещала, что удалит с сервиса все книги, которые издавались в Европе. Будут удалены даже те книги, права на которые европейские книгоиздатели когда-то продали американским издателям. Речь идёт о 3 млн книг — почти трети общего количества оцифрованных в Google Books книг. Кроме того, Google предложила двум представителям европейских книгоиздателей войти в совет Books Rights Registry, которая и будет контролировать выплаты гонораров европейским авторам.
Однако и на этом проблемы Google не закончились. Всеобщему цифровому счастью воспротивилась американская Федеральная комиссия по торговле. Чиновникам не понравилось, что, несмотря на 125 млн долларов отступных, компания всё же не в полной мере учитывает интересы правообладателей. По их мнению, Google должна распространять книги на более щедрых условиях. Не нравится чиновникам, и в этом с ними солидарны некоторые американские правозащитники, и то, что Google собирает слишком много сведений о пользователях сервиса: в частности, серверы компании сохраняют историю просмотров пользователями тех или иных книг. В компании, однако, отрицают обвинения, заявляя, что весь этот сбор информации нужен не для слежки, а для составления статистики.
Не даёт покоя Google Books и конкурентам компании. Сначала претензии высказал Amazon, обвинив Google — что немного смешно, учитывая нынешнее положение Amazon на книжном рынке США, — в монополизме. Через некоторое время его поддержали союзники Microsoft и Yahoo!, которые даже создали организацию под не менее смешным названием Open Book Alliance, призванную доказать, что соглашение Google с авторами и издателями — удар по свободе торговли, авторским правам, рынку и пр. С аргументами, однако, у противников Google Books не ахти. Так, например, в заявлении «Факты и вымыслы о соглашении Google Books» имеется довольно странный тезис о том, что коварная Google на самом деле хочет вовсе не сделать доступными старые книги, а просто скормить весь контент своим серверам и улучшить поисковый движок и при этом не заплатить авторам книг ни цента!
Опасения трёх компаний вполне объяснимы: Google вскоре может стать… но только не монополистом, а настоящим реформатором рынка электронных книг. Вряд ли Google заработает много на старых книгах, но даже это сможет осложнить бизнес Amazon на электронных книгах. Тем более что Google выбрала для их распространения широкодоступный формат PDF и набирающий популярность открытый формат EPUB, а Amazon строит своё закрытое ранчо, продавая книги в своём собственном закрытом формате AZW.
У Google Books, впрочем, кроме противников, оказались и сторонники. На стороне Google в борьбе за рынок электронных книг и устройств для их чтения выступила компания Sony — известный производитель электроники, в портфолио которого есть также букридеры, которые по объёму продаж являются главными конкурентами устройств Amazon Kindle. Google уже поставляет контент (из книг, перешедших в общественное достояние) для букридеров Sony Reader, что усугубляет позиции Amazon.
Другой мощный союзник интернет-корпорации — Американская ассоциация людей с ограниченными возможностями (American Association of People with Disabilities). По мнению её официальных представителей, сервис Google не ущемляет ничьи права, но, напротив, даёт возможность инвалидам получать знания не выходя из дому, а заявления Amazon, Microsoft и Yahoo! — лишь неуклюжие попытки обезопасить себя от более поворотливого конкурента. Кстати, на слушаниях в конгрессе, начавшихся 10 сентября, представитель Google уже предложил Amazon поучаствовать в торговле оцифрованными поисковиком книгами, заявив, что его компания готова отказаться от своих 37% в пользу любого, кто будет их продавать. Примечательно, что Amazon уже гордо отказалась от этого предложения.
Наконец, третий союзник Google — Еврокомиссия. Её представители высказались в пользу Google и заявили, что соглашение оживит рынок электронных книг, что, безусловно, потребителю пойдёт только на пользу, и, кроме того, европейские законы об авторском праве в их нынешнем виде, очевидно, нуждаются в пересмотре, поскольку, как это ни странно, скорее препятствуют распространению книг, нежели охраняют права авторов.
В деле Google Books сошлось сразу несколько проблем. Речь, в сущности, идёт не только об этике, пользе для читателей или авторов и даже не только о том, кто и сколько должен заработать на оцифровке книг. На наших глазах происходит самая большая после изобретения книгопечатания медиареволюция — на смену бумажной книге с трудом и неуверенно приходит книга цифровая. И к этой революции оказались не готовы ни издатели с авторами, ни защищающее их интересы авторское право. Цифровая книга — это уже не вещь, в отличие от книги бумажной. К тому же и вещи — во всяком случае, во всём, что связано с информацией, — читателю нужны уже не так сильно, как в прошлом веке. Экспоненциальный рост продаж электронных книг — лучшее тому свидетельство. Google, явно того не желая, попала в самый фокус противоречий, которые очень похожи на те, с которыми не без ошибок, но и не без успехов уже справляется музыкальная индустрия, но которые ещё слишком сложны для индустрии книжной. Она ещё не готова признать, что бумажная книга будет постепенно сдавать свои позиции цифровой. Кажется, однако, что через несколько лет это будет делать уже поздно.