В России 20% названий и 40% общего количества книг выпускает шесть издательств
ПО ДАННЫМ Левада-Центра, только за последние три года число регулярно читающих россиян сократилось почти вдвое, и тем не менее книгоиздательский бизнес живет и развивается.
В России 20% названий и 40% общего количества книг выпускает шесть издательств
ПО ДАННЫМ Левада-Центра, только за последние три года число регулярно читающих россиян сократилось почти вдвое, и тем не менее книгоиздательский бизнес живет и развивается. О том, как это происходит, наш корреспондент беседовал с президентом Ассоциации книгоиздателей России Константином Чеченевым.
- Книгоиздательский бизнес сегодня переживает далеко не лучшее время? Насколько глубоко упал книжный рынок в прошлом году и чего можно ожидать в этом году?
- К сожалению, корректным подсчетом объема книжного рынка России никто сегодня не располагает. В 2008 году эксперты оценивали объем нашего рынка в 3 млрд долларов. Можно сказать определенно, что за предшествовавшие пять лет (2003 - 2008 гг.) рост объема книжного рынка составил 87,5%. Но большинство экспертов полагает, что в 2009 г. объем продаж по России снизился примерно на 20%. И в этом году, по моему мнению, объем продаж будет снижаться. Надеюсь, что не так резко.
- В чем причина падения спроса на книги? Ясно, что во время кризиса упал платежеспособный спрос, но только ли в этом причина?
- Первый фактор: при росте ежегодного числа названий (по стране - 127 тыс. в 2009 г. против 123 тыс. в 2008 г.) сократился суммарный тираж (716,5 млн экз. в 2009 г. вместо 760 млн в 2008 г.). Это говорит о том, что издательства стремятся расширить ассортимент и одновременно сократить нереализованный товарный запас. Ведь больший выбор всегда соблазнителен.
Но одновременно это говорит и о том, что трафика внутри рынка становится меньше. Вот смотрите официальную статистику: 40,3% книг изданы тиражом до 500 экз. Это скорее всего учебная и заказная литература или пробные тиражи. Эти книги останутся в узком кругу одного ведомства или учебного заведения. То же самое означает и следующая строчка в статистических данных: 8,6% книг издано тиражом до 1 тыс. экз. Это уже 49% - практически половина всех изданных в стране книг. Но мы добавим сюда не менее 15% книг, тираж которых составляет не более 3 тыс. экз. Последние останутся в границах одного города, в лучшем случае одной области, если область невелика по площади. Итого 64% - две трети - изданных за год книг остаются фактически недоступными широкому читателю. Это фактор второй.
Фактор третий. Ситуация с ножницами названий и тиражей сложилась и по причине транспортных трудностей, и по причине острой нехватки торговых площадей, где бы все это разнообразие могло быть представлено.
Фактор основной. Нас всех, граждан нашей великой страны, отучают читать. Альтернативные источники получения информации, такие как телевидение и Интернет, заслоняют собой книгу. Получая большие дотации от государства, огромные рекламные деньги, эти каналы завладевают умами людей.
- Как за последнее время изменилась структура спроса?
Что сейчас больше всего интересует российского читателя?
- Спрос определяет предложение. Итак, что же показывает структура выпуска в 2009 году? Привычно верхние ступеньки по объему выпуска (в листах-оттисках) занимает учебная (26,7%) и художественная литература (27,4%). Выпуск изданий этого тематического направления увеличился по сравнению с 2008 годом. Относительно стабилен выпуск общественно-политической литературы ( 17,5%). Сравнительно неизменна доля выпуска детской литературы (8%), но она вряд ли нас удовлетворит. Для нас остра проблема вовлечения детей и подростков в процесс чтения, а конкретные показатели сигнализируют, что более или менее неплохо обстоит дело с выпуском книг для дошкольников, а для среднего и старшего школьных возрастов - неудовлетворительно. Ну и, наконец, сокращение выпуска изданий по естественным наукам, медицине. - Почему книги в России стали такими дорогими? Издатели не балуют авторов гонорарами, дизайнеры получают тоже не бог весть сколько, из чего же складываются такие высокие цены?
- В настоящее время в нашем книгоиздании образовался замкнутый круг. Из-за того, что читать стали меньше, издательства были вынуждены снизить тиражи выпускаемых книг, а это повлекло увеличение издержек и привело к росту себестоимости продукции. Магазины, опять же по причине снижения количества покупателей и уменьшения количества проданных книг, вынуждены были увеличить наценки, чтобы окупить постоянные расходы. Покупатели, приходя в магазины, видят новые, более высокие цены и покупают книг еще меньше. Круг замкнулся. Но я не стал бы говорить о повсеместном увеличении стоимости книги.
- Несмотря на все трудности, крупные столичные издательства чувствуют себя неплохо. За счет чего они держатся на плаву?
- За счет агрессивной издательской политики (всего 6 издательств из 1298, активно работавших в 2009 году, выпустили 20% всех выпущенных названий книг и брошюр и 40% всех тиражей). Активно используется в издательском процессе перекупка успешных авторов, заимствуются или просто повторяются лучшие издательские проекты средних и малых издательств.
За счет еще более агрессивной политики при продаже своих книг крупнейшие издательства резко увеличили количество книжных магазинов в своих торговых сетях, выдавливая с рынка местные книжные магазины и магазины независимых торговых сетей. Книги средних, а особенно маленьких издательств становятся редкими гостями на полках этих магазинов. Наблюдается пугающая тенденция. Книг в магазинах много, но это одни и те же наименования, одни и те же авторы, одни и те же издательства. Хорошая умная книга становится дефицитом.
- А как переживают тяжелые времена региональные издательства? Закрываются? Сворачивают свою деятельность до лучших времен или находят в себе силы бороться?
- Да, выбор политики у регионального издателя значительно более ограниченный по сравнению с центральным издательством. Сводится он, по существу, к получению местного заказа на учебную или краеведческую литературу либо попаданию в зависимость от центральных издательств. А ведь свой издатель и область знает в ее историческом, социальном, экономическом аспектах, и местный творческий потенциал - писателей, журналистов, художников, фотографов, краеведов. Словом, резоны везде свои, а вот проблема отечественной книжной культуры едина.
Если не станет необходимой подпитки с мест, однобокое, с изъянами будет развитие.
Вот посмотрим еще раз статистику 2009 года. Если вдуматься в нее, картина откроется любопытная. Итак, вот рекордные цифры - 127,6 тыс. названий книг и брошюр. Гордиться и правда можно: мы очередной год среди мировых лидеров по этому показателю. Но вот ситуация по округам. В Центральном федеральном округе издано 80,2 тыс. названий. Но как только отминусуем Москву с ее подавляющим издательским потенциалом (72,2 тыс.), то увидим, что на 17 остальных областей приходится всего-то 8 тыс. названий за год, львиную долю которых составляет учебная и методическая литература университетских издательских структур.
Издатель работает по результату. Есть продажи выпущенных книг, можно закладывать в производство новые. Нет продаж - где взять деньги на инициирование и подготовку новых? Чтобы продажи были, нужна книжная торговля, а она слабо поддерживается администрацией. Нужна недорогая транспортировка, а как, скажем в Якутии при ее масштабах перевезти книгу из одного населенного пункта в другой? Нужна льгота на транспорт или почту, но этих льгот нет. Без конкретной и оперативной поддержки государства на разных административных уровнях мы этих проблем не решим. Решать их надо именно сейчас, пока наша книжная культура репродуцируется.
Автор: АНДРЕЙ ЕВПЛАНОВ
Источник: «Российская бизнес газета» (Москва) – 20.04.2010