«Великий Гэтсби» Фицджеральда, «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, «Крестный отец» Пьюзо — эти и другие романы о городе-символе Америки
Нью-Йорк вдохновлял и очаровывал, пугал и ломал многих. Город эмигрантов, город, который никогда не спит, город небоскребов, город миллионеров, город машин, город преступников, город богемы, город-праздник. Все это Нью-Йорк, мегаполис с тысячью лиц. Лучшие писатели прошлого века пытались показать его суть в своих книгах. Нью-Йорк в них не просто фон — а полноправный персонаж, подчас противоречивый, но захватывающий.
Мы вспомнили пять лучших романов XX века об этом удивительном городе.
Фицджеральда называли певцом «века джаза», и никто лучше него не смог изобразить сумасшедшие 20-е годы. Деньги и подпольная выпивка текли бурными реками в Нью-Йорке тех лет. Своеобразным символом того безумного и прекрасного времени можно назвать Джея Гэтсби. Именно этот персонаж стал олицетворением эпохи. После публикации романа в 1925 году у Фицджеральда начался затяжной творческий кризис. Следующая его книга, «Ночь нежна», была напечатана спустя девять лет. К тому моменту Америка успела позабыть своего любимого писателя. На дворе была Великая депрессия, и «эпоха джаза» казалась в те суровые годы призрачным сном, прекрасным, но все-таки сном.
Это один из лучших романов Джона Дос Пассоса. Он был опубликован в один год с «Великим Гэтсби», но «Манхэттен» куда сложнее книги Фицджеральда. Писателя вдохновили «Улисс» Джеймса Джойса, «Бесплодная земля» Томаса Стернза Элиота и кинематографические эксперименты Сергея Эйзенштейна. Эрнест Хемингуэй, стараясь разрекламировать роман своего друга в Европе (тогда они еще дружили), писал, что Дос Пассос, единственный из всех американских литераторов, «смог показать европейцам ту Америку, которую они на самом деле найдут, когда приедут сюда». В «Манхэттене» показывается во всем своем многообразии городская жизнь Нью-Йорка с конца XIX века по 20-е годы XX столетия.
«Над пропастью во ржи» стал одним из самых популярных американских романов второй половины XX века. Его публикация в 1951 году сделала Сэлинджера одним из самых читаемых в мире авторов. Бунтарь Холден Колфилд мог и не нравиться, но не мог не зацепить. Но куда удивительнее образ Нью-Йорка, созданный Сэлинджером. И не только в этом романе, но и в рассказах и повестях.
Вышедший в 1972 году фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец», снятый по одноименному роману Марио Пьюзо, стал одной из лучших кинокартин XX века. Неудивительно, ведь в ее основе лежала превосходная книга. Писатель изобразил темную сторону Нью-Йорка, олицетворением которой стала семья Корлеоне во главе с харизматичным «крестным отцом» доном Вито. В основу сюжета романа легли реальные истории итальянских мафиози. Марио Пьюзо тщательно собирал все факты (в «лихие девяностые» роман даже использовали бандиты из различных группировок в качестве настольного пособия — настолько детально там все было описано).
Нью-Йорк — город эмигрантов. Представители самых разных народов, религий и культур приезжали в этот мегаполис в поисках лучшей жизни (или же просто спасаясь от войн и преследований). Последний роман Ремарка как раз повествует о судьбах беглецов, которым удалось выжить в жерновах Второй мировой: невротичная красавица-манекенщица и крепко пьющий писатель-циник, дурочка-актриса и гениальный хирург, отчаявшийся герой Сопротивления и оптимистичный бизнесмен. Все эти люди пытаются сводить концы с концами в чужом для них городе, надеясь когда-нибудь вернуться домой...