Рассказываем об авторе романа «Чаща» и трилогии о Шоломанче
Трилогия о Шоломанче, школе для юных волшебников, стала одной из самых ожидаемых литературных премьер 2023 года. Эта история гармонично объединяет лавкрафтианские ужасы с вечными подростковыми проблемами, такими как одиночество, поиски себя, максимализм и обостренное чувство справедливости.
Автор цикла «Смертельное образование» Наоми Новик — признанная звезда фантастики. В ее активе три премии «Локус» (две за лучший фэнтези-роман и одна за лучший дебют), Британская премия фэнтези, «Небьюла» и множество номинаций. А еще она — удивительная личность, в которой гармонично сочетаются гуманитарий и технарь, поклонница Толкина и D&D и активистка, поддерживающая фикрайтеров.
Делимся интересными фактами из ее биографии.
Наоми Новик — американка во втором поколении. Она выросла на Лонг-Айленде, но ее корни уходят в Литву и Польшу. В одном из интервью она вспоминала, как мама читала ей в детстве польские сказки.
Сюжеты и образы из них впоследствии нашли отражение в романе «Чаща», который принес Новик сразу несколько премий и мировую популярность. А ее книга «Зимнее серебро» — это переосмысление популярной европейской легенды о Румпельштильцхене.
Автор «Смертельного образования» из тех редких людей, кто одинаково хорошо справляется с техническими и гуманитарными дисциплинами. Так, Наоми Новик изучала английскую литературу в Университете Брауна и информатику в Колумбийском университете. Она долгое время трудилась программистом и участвовала в разработке дополнения к компьютерной игре Neverwinter Nights — Shadows of Undrentide. А в свободное от работы время с упоением писала фанфики, с которых и начался ее авторский путь.
Именно тогда она поняла, что сочинительство ей ближе, чем программирование, оставила Эдмонтон в Канаде, где тогда жила, и вернулась в Нью-Йорк, чтобы начать карьеру писателя. В каждой книге Новик нет случайных деталей, а все сюжетные линии рано или поздно выстреливают. Все благодаря умению структурировать информацию и логически мыслить.
«Любая форма творческой умственной игры помогает писать. Рисование помогает писать. Я заметила, что мои навыки письма значительно улучшились, когда я начала заниматься созданием видео для развлечения. Работа над компьютерной игрой и кодированием тоже помогали мне», — рассказала она в одном из интервью.
До того как стать известным писателем, Наоми Новик была увлеченной читательницей. Она рано освоила грамоту и уже в 6 лет открыла для себя мир «Властелина колец» Толкина. С тех пор она неоднократно перечитывала его — и каждый раз обнаруживала в любимой истории что-то новое.
В числе авторов, повлиявших на нее, Новик в своих интервью называет Джейн Остен и Урсулу Ле Гуин. Также она является большой поклонницей Робин Маккинли и считает, что вклад женщин в историю фэнтези часто недооценивают.
Наоми Новик начала писать задолго до того, как в 2006-м была опубликована ее первая книга «Его величество Дракон». С 1994 года она создает фанфики: на ее счету более 450 историй в 50 разных фандомах. Также она активно поддерживает сообщество фикрайтеров.
Так, она помогала некоммерческой организации OTW (Organization of Transformative Works), которая занимается поддержкой фанатского контента. В 2007 году Новик занимала должность одного из трех директоров организации, а также участвовала в создании онлайн-архива фанфиков Archive of Our Own. В 2019-м этот проект был удостоен премии «Хьюго».
Наоми Новик играет в популярную игру «Подземелья и Драконы» (Dungeons & Dragons) с десяти лет. И хотя она считает, что создание сюжета партии и написание книги — совершенно разные задачи, этот опыт все равно помогает ей в творчестве.
Школа магии Шоломанча выделяется на фоне других волшебных учебных заведений. Она похожа на сложный слаженный механизм, полностью изолирующий волшебников от внешнего мира.
В одном из интервью Наоми Новик призналась, что при создании она вдохновлялась легендарным лайнером «Титаник». Она увидела фото со строительства судна, где были снимки людей, стоящих рядом с его огромными винтами. Этот масштаб создал впечатление чего-то огромного, что способно перемолоть простого человека. Так и возник образ школы, представляющей смертельную опасность для учеников.
Говоря о собственном творческом методе, Новик называет себя писательницей-первооткрывателем: она узнает историю, которую рассказывает, уже по ходу дела. Вопрос, что будет дальше, мотивирует ее продолжать работу над книгой. Оценить это можно, открыв самое начало «Первого урока Шоломанчи», где героиня сходу заявляет: «Когда Орион спас меня во второй раз, я решила, что он заслуживает смерти...»
Следуя за историей, Новик не забывает при этом развешивать чеховские ружья и обязательно проверяет, чтобы к финалу каждое из них выстрелило. Это вместе с атмосферой книг и разнообразием тем выделяет ее среди современных авторов подростковой прозы.