Книги отечественных писателей, на которые стоит обратить внимание
Читатели и критики время от времени задаются вопросом: кто из наших современников-писателей станет классиком будущего? Ответ мы вряд ли узнаем, но тем интереснее наблюдать за появлением новых произведений. Одни пишут о современной России, другие ищут отражение действительности в событиях прошлого или выдуманных мирах. Мы выбрали новые книги на русском языке, которые нужно прочитать в этом году: возможно, именно они войдут в историю.
Культовый писатель-загадка Виктор Пелевин снова пишет о современности, и эта книга сразу стала литературной загадкой: вместо аннотации читатели увидели только набор хэштегов (#cybersex, #искусственныйИнтеллект, #содержитНецензурнуюБрань, #кудаВсеКатится и так далее). Выход книги с таким названием особенно символичен сейчас, после юбилейной презентации телефонов от Apple, которые с каждым годом становятся все более желанными и дорогими.
У Пелевина iPhuck 10 — это и «любовный гаджет», и произведение писателя-алгоритма Порфирия Петровича. Он, будто Холмс и Ватсон в одном лице, занимается расследованием преступлений и создает детективы. Его арендует для своего исследования искусствовед Маруха Чо, которая специализируется на современном для нас искусстве начала XXI века. «iPhuck 10» — это еще один эксперимент Пелевина, который уже не первому поколению читателей показывает, #кудаВсеКатится.
Дина Рубина — одна из самых популярных русскоязычных писателей, автор «Почерка Леонардо» и «Белой голубки Кордовы», а также текста Тотального диктанта 2013 года. Писательница уже много лет живет в Израиле, поэтому неслучайна основная тема ее последней книги — эмиграция.
«Бабий ветер» написан от лица героини Галины, которая переехала из Одессы в США и теперь общается по электронной почте с неназванной писательницей. На родине Галина была парашютисткой и летала на воздушном шаре, а после переезда работает в косметологическом салоне. Она занимается интимной депиляцией, поэтому весь ее рассказ откровенен и циничен: за годы работы она встречала сотни людей (в том числе трансгендеров) и, как это обычно бывает, узнавала многое об их жизнях.
Новый роман Дмитрия Быкова — одно из главных литературных событий последних месяцев, его уже называют лучшим художественным произведением автора, хотя и не без изъяна. Действие разворачивается с сентября 1939 по июнь 1941 года. В центре повествования истории трех почти не связанных между собой героев. Общий персонаж — это шофер Леня, который играет свою (второстепенную) роль в каждой сюжетной линии. Кроме него, героев объединяет лишь предчувствие надвигающейся войны.
Студента ИФЛИ Мишу Гвирцмана (в котором угадывается поэт Давид Самойлов) обвиняют в домогательстве и отчисляют, после чего он начинает работать санитаром. Журналист Борис Гордон разрывается между жалостью к жене и любовью к молодой «возвращенке». Литературный редактор Игнатий Крастышевский, напоминающий писателя Сигизмунда Кржижановского, хочет избежать войны с помощью отчетов, которые бы убедили Сталина в необходимости сохранить мир.
«Июнь» достоверно описывает реалии тридцатых и сороковых, но в этой напряженной и пугающей атмосфере невозможно не увидеть отражение современного общества и не ужаснуться схожести эпох.
Юрий Буйда — один из самых известных современных русских прозаиков. Его произведения входили в шорт-лист «Русского Букера», а роман «Вор, шпион и убийца» в 2013 году принес автору третью премию «Большая книга». Проза Буйды удивляет неординарными героями и абсурдными ситуациями, и «Стален» — не исключение.
Автор с самого начала вовлекает нас в языковую игру. Название, конечно же, напоминает об именах Сталина и Ленина, но по сюжету имя главного героя — соединение имен родителей (Станислав и Елена).
Написанный в жанре плутовского романа с элементами воспитательного, «Стален» рассказывает историю провинциального писателя Сталена Игруева, который приехал покорять Москву. Сюжет на первый взгляд не кажется оригинальным, но персонаж компенсирует это своей необычностью и во внешности, и в отношениях с миром.
Дмитрий Глуховский известен читателям, прежде всего, постапокалиптическим «Метро», в котором московская подземка после ядерной войны становится единственным обитаемым местом. Теперь один из популярнейших фантастов удивит вас своей реалистичной прозой: «Текст» — это роман о жизни внутри смартфона (то есть почти о каждом из нас).
Когда-то беззаботный студент филфака, Илья провел за решеткой семь лет. Однажды в ночном клубе ему подсунули наркотики, и с этого момента он начал терять все: свободу, мать, любимую девушку и волю к жизни. Единственное его желание — отомстить полицейскому, из-за которого все это началось. Илья не просто убивает своего врага, а практически становится им, получив его телефон, а вместе с ним и доступ ко всей жизни полицейского.
Михаил Тарковский, продолжатель культурных традиций знаменитого рода, более 30 лет живёт в Туруханском районе Красноярского края. Новая книга лауреата премий Л. Н. Толстого и В. М. Шукшина в отличие от его предыдущих произведений пронизана острым социальным пафосом.
Молодой учитель, одержимый идеей защиты Русского мира, едет из города в далёкую таёжную деревню — «напитаться взваром незыблемого». Вместо «незыблемости» он обнаруживает учителей — заложников образовательных директив, спускаемых сверху, и ещё много всего неожиданного и представляющего вопиющий контраст с могучей природой Енисея и фантазиями героя на тему размеренной деревенской жизни. Выступая своеобразным Чацким, он то выглядит смешным, то попадает в героические перипетии и, едва не погибнув, проходит закалку в ледяном озере и учится у окружающих его людей — личностей простых и порой неожиданно оригинальных.
Вторая часть книги — о писателе, честном и энергичном человеке, который пытается отвечать за сказанное слово, но едва оступившись, попадает в череду ловушек, в результате которых жертвой становится его жена Елена. Машина, которую купил главный герой, оказывается с «палёными» документами, близкий друг главного героя спивается и впадает в ненависть к России. Одновременно главного героя прокатывают с литературной премией. Как же преодолеет герой неудачи? И неудачи ли это или наказанье? Как сложатся отношения с Еленой, женщине ищущей и претендующей на свой собственный осознанный путь?
Смогут ли учитель и писатель спасти Россию?
Новый роман от финалиста «Большой книги» и «Русского Букера» Алексея Слаповского — это биография пяти поколений одной семьи, каждому из которых досталось свое счастье и свои трудности. От революции 1917 года до наших дней, 2017 года, события и люди сменяли друг друга, но одно объединяет людей из разных эпох — страх перед неизвестностью, бесконечное ощущение потерянности.
В селе Смирнове Акулиновской волости почти все жители были однофамильцами, поэтому их приходилось различать по прозвищам: Смирновы Крайние, Улошные, Кривые. Первый персонаж, крестьянин Николай Смирнов (Худой), был писарем на фронте Первой мировой войны и там же потерял одну руку. Его полуграмотные записи открывают летопись семьи. Эта первая часть во многом напоминает «Тихий Дон» Михаила Шолохова: в село, где есть свои проблемы и любовные треугольники, приходит Гражданская война и советская власть. «Насчет Революции и Контреволюции я тоже не понял. У нас нету ни того, ни другого вследствие засухи и почти что голода, а как писать про то, чего нет», — записывает Николай. Дневники, письма, судебные приговоры, расшифровки диктофонных записей его потомков продолжают эту причудливую хронику успехов и несчастий.