Мы продолжаем рассказывать о главных романах прошлого века, в которых так или иначе отразились события Первой мировой. Советская литература не любила вспоминать об этом кровавом конфликте, ведь у нас война «империалистическая» переросла в войну гражданскую... Большинство произведений того периода, в том числе не вошедших в эту подборку, рассматривают Первую Мировую как точку отсчета новой истории и нового порядка (вспомним роман Пастернака «Доктор Живаго»), крушения всех старых чаяний и надежд — и стремятся показать меняющуюся жизнь как можно более подлинно и отчаянно.
В этой подборке мы расскажем о книгах, без которых понимание войны, расколовшей мир множества людей на осколки, будет неполным.
Вокруг этой загадочной книги шло немало дискуссий на повышенных тонах. Во-первых, ставилось под сомнение само авторство Шолохова. Некоторые исследователи сомневались, что столь гениальное произведение мог написать малообразованный юноша (на момент публикации первой части романа в журнале «Октябрь» писателю было всего 23 года). Однако официальное литературоведение, проведя несколько текстологических и графологических экспертиз, все же признало авторство за Михаилом Александровичем.
Как бы то ни было, «Тихий Дон» — масштабнейшее произведение, в котором одновременно закрепились одна из главных историй любви и страсти в отечественной литературе, боевые эпизоды Первой мировой и Гражданской войн, историческая хроника и изображение жизни казачества во всей ее полноте. Все это написано очень изящным и чутким к народным оттенкам языком, со множеством отсылок к русской классике и невероятным чувством дикой, неприрученной природы.
Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза. Австриец медленно сгибал колени, в горле у него гудел булькающий хрип. Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки.
Алексей Толстой — один из популярнейших авторов 1920-1930-х годов, представитель и манифестант движения «сменовеховства» (по названию статьи в журнале «Смена вех»), призывавшего к примирению белых эмигрантов с Советской Россией. Популярность писателя в наше время возрождается, поскольку его творчество одновременно задевает и «больные» вопросы истории, и захватывает живым и интересным сюжетом в традициях русского реализма.
Трилогия «Хождение по мукам» включает в себя романы «Сестры», «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро», каждый из которых написан настолько по-разному, что впору усомниться, что их писал один человек. Первая мировая война тут не сразу ошарашивает героев и читателя, а постепенно, захватнически посягает на привычную повседневность персонажей.
1914 год начинается в Петербурге, где живут сестры Катя и Даша Булавины, увлеченные популярным декадентским поэтом. Но от модернистской эстетики начала века скоро ничего не остается. В жизни девушек появляются Вадим Рощин и Иван Телегин, с которыми на протяжении всей книги они то расстаются, то воссоединяются. Виной тому — Первая мировая, а затем и Гражданская война, не щадящая ничьи чувства и вносящая в судьбу коррективы, справиться с которыми оказывается почти невозможно.
День прожит честно... Не совсем, пожалуй... Зачем ударил того в висок? Ведь человек сдался... Чтобы концы, что ли, в воду? Да, да, да... И увиделось: карты на столе, стаканчики глинтвейна... И тут же — убитый — капитан Веденяпин, карьеристик, с кариозными зубами и мокрым ртом, как куриная гузка, сложенным, будто для поцелуя в афедрон командующему армией, генералу Эверту, сидящему за преферансом... Ну, и черт с ним, правильно ударил...
Селин давно стал путеводной звездой для интеллектуалов во всем мире. Его дебютный роман — новаторский и скандальный текст, написанный на основе реальных событий из жизни автора. Как пишет переводчица и исследовательница творчества писателя Маруся Климова, «в романе „Путешествие на край ночи“, признанном критикой одной из ключевых книг XX столетия, Селин описывает по крайней мере три своих вояжа: на войну, в центральную Африку и в Америку, — которые одновременно являются этапами и составными частями главного „путешествия“ автора за границу общепринятых норм и ценностей, „на край ночи“».
В романе показано, как сказал писатель Виктор Ерофеев, «апокалиптическое видение современного ему мира, абсурдного, циничного, похотливого, чреватого уничтожением и смертью». С Первой мировой начинается путь главного героя Бардамю, которому отведена роль разоблачителя мира и который ненавидит, не принимает и не понимает эту войну. На весь дальнейший проделанный путь героя будет оказывать влияние фронтовой опыт: «Семена будущего сволочного мира прорастали еще в самой толще войны».
Завтра и для меня было где-то далеко, в таком завтра было немного смысла. Для всех нас важно прожить лишний час теперь: в мире, где все свелось к убийству, лишний час — это уже феномен.
Исторический роман Сергея Сергеева-Ценского повествует о том, что происходило во время крупнейшего (и, конечно же, одного из самых кровавых) сражений Первой мировой войны — Брусиловского прорыва, и как это повлияло на дальнейший ход истории. Генерал Брусилов повел Русскую армию против Австро-Венгрии и Германии и занял Галицию, Волынь и Буковину, но при этом «положил» ужасное количество своих солдат. Эта книга — великолепный пример того, как исторические факты оживают для нас спустя годы, вызывая множество этических вопросов и провоцируя глубокую рефлексию.
Неужели все эти генералы, украшенные цветными широкими лентами и бесчисленными орденами, с такими длинными титулами, что их невозможно было и сказать за один прием, осыпанные с ног до головы всякими благами жизни, — неужели они все до одного оказались до такой поразительной степени невежественны в военном деле и так вопиюще бездарны?
Мировоззрение немецкого писателя Арнольда Цвейга говорит о Первой мировой даже больше, чем его произведения: будучи ярым кайзеровским патриотом, после войны он становится пацифистом и социалистом — под впечатлением от жутких фронтовых сцен.
Его роман «Спор об унтере Грише» носит явный антивоенный оттенок и до сих пор резонирует с мыслями множества читателей. Книга рассказывает о судьбе русского военнопленного Григория Папроткина, написана она плотным, оригинальным языком немецкого экспрессионизма.
Надо гнать от себя этот страх! Черт возьми, на смерть идет солдат, русский унтер-офицер Григорий Ильич Папроткин, — один среди вражеской армии, среди устремленных на него со всех сторон взглядов; он, не станет давать им тут бесплатное представление.