Что такое вода? Спасительная жидкость или безжалостный монстр, способный уничтожить все на своем пути? Древние китайцы были уверены: вода олицетворяет собой несокрушимую силу, скрытую под маской нежности. Так что обращение писательницы Ань Юй к этой стихии вовсе не случайно, ведь героиня ее романа «Тушеная свинина» Цзяцзя, будто звонкий ручеек, огибает препятствия и несовершенства современного мира ради того, чтобы вернуться к любимому делу и восстановить утраченную душевную гармонию. А помогает ей в этом фантастическое существо из потустороннего мира — рыба с мужской головой и руками.
В нашем материале мы расскажем о том, что же послужило основой притчи Ань Юй.
Читайте также: Смотрим, слушаем, узнаем больше: «Тушеная свинина» Ань Юй
Согласитесь, что в традиционных и хорошо знакомых нам европейских сказках прекрасная дева с рыбьим хвостом — явление довольно частое. Древние китайцы же отождествлять водных духов с женщинами не спешили. Судя по многочисленным гравюрам художников прошлых веков, чешуей и плавниками обладали исключительно существа мужского пола.
Заметим, что рыба в разных ее воплощениях вообще занимает в китайской мифологии чуть ли не центральные позиции наравне с драконами. Да, действительно, мы привыкли ассоциировать Поднебесную исключительно с огнедышащими монстрами, но именно существо, живущее в воде и покрытое чешуей, встречается в древних сказаниях едва ли не чаще, чем гигантские ящеры. И исполняет вполне классическую функцию: представляет иной мир и высшие знания, недоступные живым людям.
В зависимости от региона, города или селения портрет фантастической рыбы меняется, обрастая все новыми деталями. Так, одним из самых могущественных вымышленных существ Китая по праву считается Беюй. По одним преданиям, гигантский зверь является обладателем четырех лап, головы черепахи и спины, сплошь покрытой шипами. Другая же версия гласит, что Беюй имеет человеческую голову и руки, хвост же остается рыбьим. Судя по всему, именно с Бейюем и предстоит встретиться во снах Цзяцзя, чтобы не только соприкоснуться с ирреальными пространствами, но и поближе познакомиться с самой собой.
После смерти мужа Цзяцзя отправляется в таинственный Тибет. Желание пройти по пути, по которому шел и ее покойный супруг, рождается у девушки неспроста: найденный возле тела рисунок с изображением рыбы с человеческим лицом и явление маленькой рыбки во сне заставляют героиню задуматься о путешествии. Именно в Тибете она узнает больше о мире воды, чьим представителем и является человек-рыба и куда так тянет ее саму. С каждым сновидением девушка всё глубже погружается в иные пространства, скрытые под толщей воды, и всё с большей охотой устремляется за своим таинственным проводником. Грезы переплетаются с явью, реальность — с вымыслом.
Как и любая китайская притча, роман Ань Юй полон знаков и отсылок, значения которых читателю придется разгадывать самостоятельно. Так, например, оказывается, появление рыбы здесь вовсе не случайно: со времен глубокой древности в Китае они ассоциировались с учительством, наставничеством и мудростью. Именно поэтому рыбки наделялись жителями Поднебесной чуть ли не демиургической силой. Вода же всегда ассоциировалась с бессознательным, и в ее глубинах скрывалось знание.
Пытаясь разгадать смысл навязчивых снов, Цзяцзя не только покинула родной дом, но и взялась за кисточки. Давняя страсть девушки к живописи наконец нашла свое применение, и после смерти мужа она принялась с большим усердием за любимое дело. Важно отметить, что рисование в Китае испокон веков являлось не столько способом самовыражения, сколько попыткой заглянуть в самую суть вещей и познать человеческую природу.
Великие китайские мудрецы вкладывали сакральный смысл даже в самые обыденные действия, не говоря уже об искусстве. Особенно это касалось рисования: если обратиться к истории живописи, нетрудно заметить, что художественная традиция Поднебесной существенно отличается от европейской. Помимо техники, внимание стоит обратить и на сюжеты: на полотнах преобладают прежде всего пейзажи, а также изображения цветов, птиц и рыб. Дело в том, что китайские художники стремились передать сущность предметов. Поэтому им были чужды натурализм, стремление к внешнему сходству.
Решение вернуться к живописи и впрямь помогает Цзяцзя открыть для себя новые миры. Несмотря на то, что роман Ань Юй написан в жанре притчи, где удивительным образом переплетаются современность и древние мифы, основная концепция его очень проста: самоопределение, поиск себя — единственная возможность обрести душевную гармонию.