Режиссер «Ла-Ла Ленда» отправляет Райана Гослинга в космос
Режиссер «Ла-Ла Ленда» снял фильм о Ниле Армстронге с Райаном Гослингом в главной роли. Он о том, что иногда человеку легче улететь в космос, чем выразить свои чувства.
Первая половина шестидесятых. Молодой летчик-инженер Нил Армстронг усердно тренируется. И во время одного из учебных полетов он оказывается в стратосфере. «От перспективы сильно меняется картинка», — говорит он позже на собеседовании в рискованный проект покорения Луны. Но не ради звезд, свершений или очередного звания Нил решил сесть в ракету.
На Земле он пытается оставить свою трагедию: еще незадолго до объявления набора в команду для полета на Луну у него умирает маленькая дочка Карен. Армстронг хоронит ее в земле, а свои чувства — под грудой работы. Сын на похоронах просит отца поиграть с ним (явная просьба побыть вместе), но Нил отнекивается, мол, жене нужна помощь, и уходит одиноко рыдать в своем кабинете.
Супруга и дети остаются фактически брошенными. Да, после долгих тренировок он приходит домой, танцует с супругой (самое эмоциональное проявление скупой галантности), иногда может поиграть или обсудить конструкции знаменитых мостов с сыном. Но Нил никогда не демонстрирует им свои чувства, он сознательно отстраняется от родных. Даже когда за десять дней до полета сын спрашивает, точно ли отец вернется с Луны, Армстронг держит руки, сцепив ладони в замок, и отвечает отстраненно, как на пресс-конференции. Да, астронавт потерял дочку и закрылся от мира, чтобы не было так больно, но его сын — лишился сестры, а жена после потери ребенка постоянно переживает, не умрет ли во время очередного опасного задания ее муж.
В 1960-х при взгляде со стороны такая модель семьи казалось идеальной: привлекательный мужчина работает во славу Соединенных Штатов, не задает вопросов начальству и не выражает излишних эмоций, а красивая и молчаливая домохозяйка-жена поддерживает во всем мужа, улыбается журналистам даже в трудный момент, не вынося наружу свою внутреннюю боль, ведет домашнее хозяйство и воспитывает детей. Но все это осталось где-то в первой половине прошлого века: помните, как в оскароносной «Форме воды» над образцовой семьей поиздевался Гильермо дель Торо?
Многие увидели в этой картине ретроградный плач по дням космической славы и пропаганду американских достижений. Но почему тогда улетающий на Луну Гослинг вызывает чувство, далекое от зависти, уважения или преклонения? Скорее жалость, сочувствие, ведь это момент наибольшего горя для героя. Потому что он не смог открыться своей собственной семье, просто поговорить с ней по-человечески, обнять детей первым. В конце концов, сказать, что будет слушать в космосе их любимую с женой песню и оставит Луне свой одинокий подарок: браслет погибшей дочери.
У режиссера Дэмьена Шазелла снова получилось рассказать историю о внешнем успехе и глубоком несчастье: вспомним тот же «Ла-Ла Ленд».