Как Facebook и Instagram проникли в художественную литературу
Социальные сети, онлайн-чаты и мессенджеры все чаще упоминаются в художественной литературе. Они помогают автору вводить новых персонажей, строить диалоги в виде переписок, создавать неожиданные сюжетные повороты. Во избежание нецензурной лексики теперь в переписку героев можно вставить характерный смайлик-эмодзи, а для того, чтобы портретная характеристика не была чрезмерно многословной, достаточно привести описание профиля в Instagram.
Мы живем в удивительное время: появляются книги о травле подростков в Facebook, о раскрутке блогов и расследованиях с помощью социальных сетей.
В нашей подборке — четыре романа, в которых новые технологии играют важную роль.
«Гребаная история» в 2015 году получила европейскую литературную премию Polar de Cognac как лучший франкоязычный роман. Ее автор Бернар Миньер поднимает актуальные темы: информационная безопасность и утечка персональных данных, травля подростков в социальных сетях, суицид, насилие, педофилия и гомофобия.
Генри шестнадцать лет, и он живет на небольшом острове на севере США с двумя приемными мамами, которые запрещают ему выкладывать фото и видео в социальные сети, полагая, что правительство имеет доступ к конфиденциальной информации пользователей.
Опасения женщин небезосновательны: агент службы безопасности Джей Шимански зачем-то получает от босса приказ найти мальчишку. Он запускает программу по сбору метаданных подростков, проживающих на Гласс-Айленде, и отслеживает их телефонные разговоры, чаты, фотографии, электронные счета, учетные записи в соцсетях, запросы в поисковиках — пока не находит нужного ребенка.
«Выслеживать подростков — одно удовольствие, — размышлял Джей. — Интернет — центр их вселенной». В противоположность людям старшего поколения, он для них не вспомогательное устройство, а средоточие деятельности, эмоций и всего существования. Место, где происходит всё: где они доверяются друг другу, заводят новых друзей, хранят личную информацию и откровенничают. Невозможно представить, чтобы шестнадцатилетний подросток не завел себе аккаунт в Интернете. А значит, Джей уверен по крайней мере в одном: он здесь — тот, кого они ищут, спрятавшийся где-то в этих пакетах данных"
Здесь же на глазах читателя разворачивается трагедия Генри: его девушка утонула, и теперь многие жители острова подозревают мальчика в убийстве. На Facebook появляется фотография юноши с комментарием «Я — убийца», которая тут же собирает десятки агрессивных комментариев, а вслед за ней — опрос «Кто убил Наоми?», в котором большинство ровесников голосуют за бойфренда погибшей. Молодой человек опасается: сможет ли он сейчас, после смерти возлюбленной, пребывая в угнетенном состоянии, противостоять глупости и жестокости людей?
«Я вспомнил, что где-то читал: в прошлом году миллион детей и подростков подверглись травле, угрозам, став объектами полных агрессии комментариев, подавления в форме запугивания и жестокости на „Фейсбуке“. В социальный сетях слова ненависти распространялись подобно пожару»
Роман Миньера — это триллер, в котором влияние социальных сетей на жизнь современного человека описано пусть и в гиперболизированной форме, но все же правдоподобно. Автор демонстрирует, как Facebook и онлайн-чаты становятся инструментом манипуляции и травли, и размышляет о том, насколько сложно защищать персональную информацию в век социальных сетей — даже тем, кто сторонится публичности.
В романе Маргарет Этвуд классический сюжет «Бури» Шекспира переносится в наше время — в «эпоху YouTube, рэп-лирики и новой драмы», как говорится в аннотации.
Интернет в жизни главного героя Феликса — некогда успешного режиссера, потерявшего работу и близких, — играет и впрямь немаловажную роль. Он отслеживает жизнь своих врагов — бывших коллег, предавших его, — через Google.
Решив поставить «Бурю» в колонии для заключенных, мужчина через социальные сети находит актрису для главной женской роли.
«У нее есть страница в фейсбуке, хотя в последнее время она почти ничего не писала. там было несколько ее фотографий: стройная, мускулистая блондинка с большими глазами. Да, она еще может сыграть Миранду. Но захочет ли, вот в чем вопрос.
Феликс послал ей запрос дружить в фейсбуке, назвавшись своим настоящим именем; она приняла его в друзья»
Кроме того, с новой напарницей герой обсуждает известные постановки «Бури», выложенные в сети (по всей вероятности, на YouTube).
Маргарет Этвуд не акцентирует внимание читателя на современных технологиях — в «Ведьмином отродье» они, скорее, становятся вспомогательным двигателем сюжета и дают автору возможность добиться ощущения яркого контраста между классической пьесой-оригиналом и «Бурей» в жизни главного героя, повторяющего судьбу персонажа Шекспира.
Это завершающая книга серии Geek Girl — цикла популярных среди подростков и молодых людей историй о невероятно умной девочке Гарриет Мэннерс с эффектной внешностью.
От природы застенчивая героиня вынуждена смириться с внезапно свалившейся на нее известностью: она стала моделью, и теперь ее фотографируют для обложек Vogue и приглашают на зарубежные показы. Кроме того, не так давно Гарриет решила попробовать себя в роли сммщика и серьезно взялась за аккаунты лучшей подруги-дизайнера в социальных сетях, чтобы сделать из нее звезду интернета.
«К утру от нас отписалась компания по очистке кишечника и подписалась компания по продаже париков для хомяков, и я не совсем уверена, что это та аудитория Haute couture, которая нужна моей лучшей подруге»
Холли Смейл с юмором и весьма подробно описывает будни начинающего блогера: героиня мирится с нападками хейтеров, перебирает популярные хэштеги, подписывается на аккаунты знаменитостей и в отчаянии размышляет о том, что, возможно, ей стоит запостить видео с котенком в джемпере, чтобы хоть как-то привлечь внимание привередливой аудитории.
Удивительно, но даже история развития блога с вполне конкретными инструкциями и «кейсами» может стать основой для сюжета художественной книги и иметь свою завязку и кульминацию.
Роман Бэт Гэррод — про подростков и для подростков. А потому мессенджеры и социальные сети здесь упоминаются чуть ли не на каждой странице.
В свободное от учебы время главная героиня Бэлла Фишер переписывается в WhatsApp с подругами, слушает музыку, изучает интересные профили в Instagram, отвечает на сообщения в Twitter и смотрит на YouTube замедленные видео с собачками и ролики в стиле «сделай сам». Такова реальность поколения Z.
У Бэллы много проблем: то она слишком долго гуглила понравившегося мальчика и теперь боится, что специальная программа отследит ее, то мама хочет залезть в ее переписку с сестрой. А недавно девочка решила принять участие в конкурсе, и известное радио на своей странице в Facebook опубликовало ее пост. После этого поток сообщений и лайков обрушился на Бэллу.
Героиня задается вопросом: поможет ли внезапная популярность привлечь внимание симпатичного парня? Сестра Бэллы в переписке по WhatsApp убеждает девочку самой проявить инициативу и написать мальчику первой:
«ДЖО: Я ДАЮ ТЕБЕ НА ЭТО ПЯТЬ МИНУТ ИЛИ Я ВЫЛОЖУ ТУ ФОТКУ, ГДЕ ТЫ СИДИШЬ ВСЯ ВЫМАЗАННАЯ В БЕЗЕШКЕ И ИЗОБРАЖАЕШЬ ВИКТОРИАНСКОГО НИЩЕГО С СИФИЛИСОМ РТА.
ДЖО: И ДА, Я ВСЕ ЕЩЕ ПОМНЮ ТВОЙ ПАРОЛЬ В ИНСТАГРАМЕ.
Нет — у нее есть доступ только к моей второй страничке, созданной специально для маминого спокойствия, но и этого хватает.
Я: ТЫ ЭТОГО НЕ СДЕЛАЕШЬ.
ДЖО: Рискни проверь.
ДЖО: И с тебя скриншот, иначе не считается»
Автор Бэт Гэррод затрагивает типичные для подросткового романа темы: первая любовь, отношения с родителями, школа, страхи и комплексы — и приправляет их реалиями жизни современного тинейджера.
Отдельное внимание стоит обратить на эволюцию диалога. В книге Гэррод общение героев зачастую представлено в виде онлайн-чата, а некоторые реплики состоят исключительно из смайликов-эмодзи, способных влиять на развитие сюжета и передавать эмоции героев. Похоже, современный автор может не демонстрировать виртуозность в выстраивании реплик своих персонажей — да и проблема нецензурной лексики в литературе тоже решена.