Три культовые картины знаменитого режиссера
Почти каждая картина Федерико Феллини считается классикой мирового кинематографа. Вспомним хотя бы такие шедевры, как «Восемь с половиной», «Сладкая жизнь» или «Репетиция оркестра». Великий мэтр, как правило, сам писал сценарии к своим лентам, и экранизаций классики в его фильмографии не так уж много. О картине «Три шага в бреду», снятой по мотивам новелл Эдгара Аллана По, мы уже писали здесь. В ней Феллини принадлежит третья часть, экранизация рассказа «Не закладывай черту своей головы».
К мировой классике он возвращался еще в трех своих шедеврах. О них мы и поговорим в нашем материале.
Киноальманах из четырех новелл от главных мэтров итальянского кино: Витторио Де Сика, Федерико Феллини, Марио Моничелли и Лукино Висконти. Каждая из новелл — отдельный короткометражный фильм, лишенный прямых параллелей с текстами Джованни Боккаччо, и назвать это экранизацией нельзя даже с натяжкой. Однако, след «Декамерона» здесь все-таки присутствует, и довольно заметный. Авторы экранизировали истории, которые, по их мнению, могли бы войти в сборник Боккаччо, будь он написан в XX веке, и таким образом связали прошлое и будущее: ссылка на имя писателя ведет зрителя в средневековье, а цифра 70 — в будущее для авторов десятилетие, ведь картина была закончена в 1962 году.
Что касается новеллы Феллини, то это шарж на пуритан и моралистов. Короткометражка называется «Искушение доктора Антонио», и сюжет строится на соблазнении человека, который только и делает, что борется с любыми проявлениями эротизма и секса в угоду собственным представлениям о морали и нравственности. В итоге получился почти что чеховский герой а-ля унтер Пришибеев, помещенный в реалии итальянской жизни начала 60-х.
Красочный, сюрреалистичный, откровенный, можно сказать, физиологический фильм по мотивам одноименного романа древнеримского писателя Петрония.
Студия-производитель не поскупилась на декорации для этой работы Феллини. В «Сатириконе» воссоздан колорит римского быта, атмосфера театра и даже обстановка на корабле. Однако знаменитый мастер реализма все равно снял фильм о современной ему жизни и о современном обществе.
На самом деле картина называется «Сатирикон Феллини», потому что одновременно с этим фильмом над экранизацией романа работал режиссер Джан Луиджи Полидоро. Он и его продюсер Альфредо Бини сумели доказать, что идея экранизации пришла к ним раньше, так что Феллини пришлось придумывать новое название для своей работы. Долго думать, видимо, не хотелось, и режиссер просто приписал свое имя. Решение в духе великого мэтра.
Идея с присоединением имени автора к оригинальному названию понравилась Феллини настолько, что спустя семь лет после выхода «Сатирикона» он поступил подобным образом и с фильмом о Казанове.
В основу сюжета, как вы уже догадались, легла автобиографическая повесть Джакомо Казановы. В фильм знаменитого итальянца вошли истории о больной девственнице, которая выздоровела после связи с Казановой, о соблазнении монахини, а также о любовном поединке, суть которого заключалась в количестве оргазмов.
В «Казанове» Феллини преодолел черту приличий, но ни итальянских, ни американских, ни даже британских зрителей и критиков это не смутило. Фильм получил «Оскар» за костюмы, премию «Давида ди Донателло» за лучшую музыку и премию BAFTA сразу в трех номинациях: также за лучшие костюмы, за работу художника-постановщика и за операторское мастерство.