Что почитать, если вам нравится эстетика панелек
Среди самых популярных эстетик, таких как Dark academia или Cottagecore, давно обосновалась еще одна — посвященная российским городским окраинам. Паблики, где публикуются фотографии панельных домов, электричек, квартир с «бабушкиным» ремонтом, стареньких дворов и детских площадок, собирают десятки и сотни тысяч подписчиков.
Эти тематические сообщества объединяют людей разных убеждений и взглядов, но все они единодушны в том, что однообразный и, на первый взгляд, серый пейзаж способен рассказывать разные истории. Это доказывают и авторы молодежной прозы. Их герои и героини живут в самых обычных районах, ходят в школу поближе к дому и ездят на общественном транспорте. И с первых страниц попадают в сердца читателей.
Еще несколько лет назад считалось, что панельки и спальные районы — это территория «большой литературы». В молодежных книгах такой сеттинг часто встречался в мрачном городском фэнтези или остросоциальных историях, но крайне редко — в легких историях о любви и поиске себя.
Сегодня появилось огромное количество имен, чьи Young Adult-истории разворачиваются в обычных школах, районах разной степени благополучности и офисах, ставших синонимом скучной жизни. И писательницы по-своему осваивают знакомые дворики и подъезды.
Автор книги «Непара» и «Нетвой» Эллин Ти бережно перенесла на российскую почву популярный на Западе троп романтической литературы о хоккеистах. «Пуговицы» Иды Мартин — мистический триллер о школьной жизни, детских травмах, первой любви и дружбе.
Дуэт К.О.В.Ш. рассказывает о проблемах взросления, с которыми сталкиваются молодые героини. Так, роман «Чернильные цветы» знакомит читателей с девушкой Роксаной, вынужденной после смерти матери вернуться из Москвы в родной город, где ей предстоит заботиться о младшей сестре — подростке с характером и собственной рок-группой.
В романах Алекс Хилл на фоне скучных пейзажей разворачиваются непредсказуемые и глубокие истории с перчинкой, а Таня Свон создает уютные и жизненные романы. Самый свежий — «История без названия» — рассказывает о молодой писательнице, чью рукопись приняло издательство.
«Я люблю эстетику маленьких городов, потому что она мне очень близка. Я сама из крошечного города, из которого удается выбраться в путешествия крайне редко. Поэтому панельки и дворы со старыми качелями и перекошенными лавками для меня понятнее, чем зарубежные мегаполисы», — говорит Таня Свон.
Один из частых советов, которые дают на курсах литературного мастерства, — пишите о том, что хорошо знаете. И в случае с сюжетами, описывающими отечественные реалии, это работает.
«Я родилась в маленькой станичке Краснодарского края, потом жила несколько лет в Новочеркасске, а последние годы живу в Краснодаре, поэтому это не просто эстетика, это моя реальная жизнь. Я действительно пишу о том, что вижу, что понимаю и чувствую. Все мои герои — обычные ребята из простых семей, иногда более благополучных, иногда менее, но мы с ними на одной волне. Возможно, поэтому они ко мне и приходят. И мне нравится работать в таком стиле, нравится, что читатели узнают в героях себя и своих знакомых», — рассказывает Алекс Хилл.
Писательница признается, что большинство локаций из ее книг — вымышленные. Так что составить путеводитель и пройтись дорогами, по которым ходили ее герои, не получится. Но при этом описанное выглядит очень правдоподобно, поскольку собрано из реальных мест, где бывала она сама.
«Это может быть модный ресторан, а может и маленькая кофейня. Герои могут жить в новом ЖК, а могут и в старенькой панельке. Все зависит от их образа жизни. И все-таки лично для меня есть что-то родное и уютное в описании ветхих внутридомовых двориков со старыми детскими каруселями и холодных подъездов с надписями на стенах и облупившейся краской», — говорит Алекс Хилл.
Такой эффект узнавания и позволяет читателям сравнивать себя с героями и лучше понимать их. А еще — поверить в то, что подобная история любви может произойти и с ними.
«Долгое время в кино и книгах образ счастливой жизни создавался и транслировался исключительно за рубежом: на Манхэттене, в Париже или на берегу рыбацкого городка где-то в Италии. Но счастье, любовь, доброта — вокруг нас. Мне хотелось показать, что место для любви есть везде, а счастье не где-то далеко, а в нас самих. Главное, настроиться на нужную волну и заметить все это», — говорит автор романа «Нет дыма без меня» Энни Дайвер.
Герои ее истории Вика и Егор спустя шесть лет после расставания получают шанс вернуть свою любовь. Но для этого им придется вспомнить и отпустить все обиды, а также принять то, что каждый из них за это время изменился. Стандартный для романтических историй сюжет оживает и цепляет именно благодаря многочисленным деталям.
«Обожаю все эти маленькие крючочки, триггеры, которые формируют впечатление и привязывают к истории. „Это же я!“, „У меня так было!“, „Как будто моих соседей описали“ — меня легко увлечь этим, потому что я читаю книги как раз для настроения и особой атмосферы. А ничего лучше эмоционально не связывает читателя с историей, чем понятные образы», — говорит Энни Дайвер.
Не все спальные районы и панельные дома похожи друг на друга. Хочется пошутить про пятьдесят оттенков серого, но жилье, где обитает герой, может много рассказать о нем без лишних слов. Так, Вика из «Нет дыма без меня» живет одна в уютной и комфортной квартире. Но эти квадратные метры становятся для нее золотой клеткой, ведь недвижимость куплена отцом, который хочет, чтобы Вика принимала важные решения только с оглядкой на его мнение.
Унылая съемная квартира Влады из «Найди 5 отличий», где она живет вместе со своим парнем, становится отражением их собственных отношений. Ведь квартира ее подруги немногим больше и тоже не тянет на элитное жилье, но гораздо уютней и, что называется, полна любви. Такой реализм встречается и в других книгах Алекс Хилл — серии «Передружба», «Методе книжной героини» и в новинке «Риша решает!»
«Я хотела, чтобы эти истории были максимально комфортными и уютными, чтобы они были близки читателям по духу и вайбу. Для меня нет ничего приятнее, чем получить отзыв, полный бурных эмоций и восклицаний: „Да! Это про меня! Это моя жизнь!“ Книги должны быть разными, какие-то из них могут отрывать от реальности и переносить в другой мир, а какие-то — возвращать к себе, к тому, что тебе важно, что зудит и даже болит. И я считаю, что здорово, когда у читателей есть выбор, какого рода эмоции и впечатления он хочет получить», — делится Алекс Хилл.
А в «Истории без названия» Тани Свон маленький дворик становится отправной точкой, с которой раскручивается сюжет:
«В очередном блоге — новый пост с фоткой книги на фоне окна. Ничего такого. Подобных фотографий мы сегодня видели столько, что кажется, будто их поставили на повтор. Но несколько деталей бросаются в глаза и заставляют сердце забиться чаще, разгоняя закипающую кровь по онемевшему телу.
Из окна виден летний дворик с детской площадкой и лавочками вокруг нее. И я точно знаю, что это не „какой-то дворик“, а именно мой. Окна и балкон моей комнаты выходят на эту площадку, я знаю ее с детства. Ни с чем не спутаю старый бревенчатый домик с резным петушком на крыше, соседствующий с новой песочницей.
Теремок, который поставили здесь еще во времена молодости моих родителей, хотели снести, когда обновляли площадку, но весь дом оказался против. Теперь чуть обветшалый, но сказочный терем соседствует с ярким козырьком песочницы. И это — будто воплощенное столкновение времен».
Начинающая писательница Ангелина понимает, что популярный блогер — ее бывший друг, с которым они плохо расстались. Но с подачи боевой подруги Мари она вынуждена обратиться к нему за помощью. И да, путь Ангелины к ее мечте начинается с маленькой девичей комнатки, куда без спросу то и дело залетает младший брат. В таких условиях живут многие современные девушки. И это еще одно напоминание о том, что даже если нам кажется, что мы проживаем обычную жизнь, мы все равно остаемся главными героями собственных историй.
На книги из нашей статьи действует скидка 20% по промокоду ЖУРНАЛ.