1 декабря, 2016

Кино по классике: «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы

Экранизация повести «Сердце тьмы» Джозефа Конрада

В 1979 году в прокат вышел фильм «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы. Его появление произвело эффект разорвавшейся бомбы. Война во Вьетнаме только-только закончилась, еще не зажили раны того кровавого конфликта, стоившего жизни десяткам тысяч американцев и миллионам вьетнамцев. И тут такая соль на рану, да еще смешанная с порохом! На сегодняшний день картина Копполы — одна из самых известных лент XX века о Вьетнамской войне, она стоит в одном ряду с «Цельнометаллической оболочкой» Стэнли Кубрика и «Взводом» Оливера Стоуна.

В основу сюжета «Апокалипсиса сегодня» легла повесть британского писателя Джозефа Конрада «Сердце тьмы». Действие ее было перенесено из Бельгийского Конго начала прошлого века во Вьетнам в самый разгар конфликта. Коппола сам работал над сценарием и довольно сильно переиначил текст-первоисточник. Но надо отдать ему должное — несмотря на столь значительные изменения, главная сюжетная линия (путешествие главного героя по реке вглубь опасной страны с целью убийства сошедшего с ума человека по фамилии Куртц) осталась неизменной. Атмосферу повести Конрада режиссер передал в полной мере. Вы действительно оказываетесь в «сердце тьмы». У британского писателя велась война колониальная, а вот в фильме мы видим войну постколониальную, безумную и страшную, которую ведут не менее безумные и страшные люди (один персонаж Роберта Дюваля чего стоит: «Люблю запах напалма поутру!»).

Сердце тьмы Джозеф Конрад

Вообще, актерский состав подобран блестяще, будь то Мартин Шин в роли капитана спецназа Уилларда или Марлон Брандо в роли полковника Куртца. Да и образы, созданные актерами второго плана, запоминаются надолго. Например, герой Харрисона Форда, полковник Лукас, интеллигентный и приятный человек, простой винтик в американской военной машине. И его полная противоположность — подполковник Килгор в исполнении Роберта Дюваля (за эту роль он был выдвинут на очередной «Оскар»), психопат, разбрасывающий «карты смерти» поверх трупов.

Как и другая знаменитая работа Фрэнсиса Форда Копполы, «Крестный отец», «Апокалипсис сегодня» — яркий пример того, как искусство влияет на жизнь. После выхода фильма про мафию, десятки банд по всему миру «взяли его на вооружение» (а заодно и книгу Марио Пьюзо). Та же судьба постигла и картину про Войну во Вьетнаме: спустя десятилетия мир облетели кадры, как американские солдаты под музыку Вагнера совершают рейд на боевых вертолетах во время очередной маленькой победоносной кампании.

Коротко о наградах: фильм выдвигался на восемь «Оскаров», но взял всего лишь два, и то во второстепенных номинациях. Зато картина стала обладательницей «Золотой пальмовой ветви» на Каннском кинофестивале, а также получила три «Золотых глобуса».

Но куда важнее признание и любовь как зрителей, так и критиков по всему миру. Коппола создал не просто фильм, но настоящий миф, образ того страшного конфликта. И когда мы слышим словосочетание «Война во Вьетнаме», то в голове невольно проносятся кадры из самого начала ленты: вспышки воспламеняющегося напалма под звуки песни «The End» группы The Doors.

Читайте также