Культовая экранизация романа Маргарет Митчелл
Роман Маргарет Митчелл «Унесенные ветром» был опубликован в 1936 году и практически сразу стал бестселлером. Успех книги был колоссальным: ее отметили Пулитцеровской премией в 1937-м, издавали гигантскими тиражами, о которых не могли и мечтать Фицджеральд, Хемингуэй, Фолкнер и многие другие современники писательницы, ставшие классиками американской литературы XX века. В чем же секрет успеха романа Митчелл?
Вот самое простое объяснение: страна устала от Великой депрессии, и образ главной героини, Скарлетт О’Хары, несмотря ни на что идущей вперед и стремящейся к своему счастью (своеобразный перезапуск американской мечты), пришелся по душе миллионам простых американцев, которым нужен был пример для подражания. Но куда большую роль в успехе «Унесенных ветром» сыграл замечательно выстроенный миф о «старом добром Юге». Этот роман внес свою лепту в идеализацию Конфедерации и царивших в ней порядках. Это вам не южная готика!
Тем не менее, книга получилась крайне удачной. Практически тут же права на ее экранизацию выкупила студия MGM, а продюсером проекта вместе со своей кинокомпанией Selznick International выступил Дэвид Селзник, выпустивший до этого легендарного «Кинг-Конга».
Фильм «Унесенные ветром» появился на широких экранах в 1939 году. Как и в случае с романом, картину ждал оглушительный успех. Она стала одной из самых кассовых лент в истории американского домашнего кинопроката. И награды, и восторженные отзывы кинокритиков посыпались на нее как из рога изобилия: восемь «Оскаров» и две почетные награды Американской киноакадемии. Эта лента стала настоящим триумфом Вивьен Ли. Да и Хэтти Макдэниел (исполнительнице роли Матушки) тоже достался «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана. Она стала первой афроамериканской актрисой, удостоенной этой награды (правда, на церемонии ее «для приличия» попросили зайти в кинотеатр со служебного входа).
В съемках «Унесенных ветром» применили огромное количество различных технических инноваций тех лет. Вспомним хотя бы знаменитую сцену на вокзале Атланты: флаг Конфедерации развевается на фоне тысяч раненых, ждущих помощи. В ней были применены подъемные краны и механические куклы (студия решила не нанимать слишком уж много статистов). А сцены побега из горящей столицы Джорджии вообще вошли в историю кино. Ведь достоверности ради жгли декорации, оставшиеся со съемок предыдущих лент студии. А дорогая цветная кинопленка только добавила реалистичности всему происходящему.
Но прежде всего этот фильм запомнился своей магической атмосферой. Картина буквально захватывает наше внимание. В ней идеально все: актеры, костюмы, режиссура, сценарий. Настоящая классика, которую хочется пересматривать снова и снова.