Ищем ответ в книге Олега Воскобойникова «Средневековье крупным планом»
Жизнь обычного человека в Средние века сильно отличалась от современной. На улицах не было такси и супермаркетов, а дома — канализации и водопровода. Дети не ходили в школу, а взрослым приходилось работать по многу часов в день. Добавьте сюда смертельные болезни, войны и стихийные бедствия, и получится, что средневековый мир столетиями скорее выживал, чем жил. Предлагаем вместе с книгой Олега Воскобойникова «Средневековье крупным планом» поближе познакомиться с нашими далекими предками. Так кому же в Средние века жилось хорошо?
Быть женщиной в Средние века значило выйти замуж в 12-18 лет и родить с десяток детей, из которых выживут лишь двое-трое. Зачать, родить, пеленать, стирать, стряпать, опять зачать, опять родить, опять пеленать... И так примерно до 40 лет.
Женщины побогаче могли передать часть дел служанкам, а себе оставить только беременность, роды и вышивание. Тогда они могли рассчитывать — по редким светским праздникам — на турнир и пару лестных песен от заезжего поэта. В конечном счете мир женщины ограничивался несколькими комнатами, кухней, рынком, церковью и колодцем.
«Обычная семья попросту беспрерывно производила потомство: в 1461 году одна жительница Арраса в 29 лет овдовела с одиннадцатью детьми на руках»
Рыцарям приходилось нелегко: одна только кольчуга весила килограммов десять. Вдобавок в руках они удерживали копье в два метра длиной, щит и обоюдоострый меч. В результате получался этакий средневековый танк — всадник сливался с конем в одно целое и легко наводил ужас на отряды пеших воинов.
Разлучаться с лошадью — например, в результате падения — было смерти подобно: если рядом не окажется верного оруженосца, встать будет практически нереально из-за тяжести лат. Да и враг не дремал: с помощью тонкого кинжала, проникающего в любые щели, он брал незадачливого рыцаря в плен — чтобы после получить серьезный выкуп.
«Щит и знамя на древке подсказывали любому, кто перед ним, его принадлежность к линьяжу, вассальные отношения по отношению к сеньору. И каждой рыцарской жизни по всем этим геральдическим знакам отличия можно было назначить цену»
Жизнь монаха управлялась «Уставом св. Бенедикта». Послушники должны были читать и писать на латыни, а их труд зачастую состоял в переписывании книг: дневную норму составляла добрая сотня строк. Вообще, монастырский день с раннего утра (или поздней ночи) был расписан по часам, а на общие молитвы приходилось вставать в том числе и затемно. Молитвенные практики полностью определяли распорядок дня.
Монахами было выгодно становиться внебрачным детям и бедным. Средневековый послушник отказывался от самого себя и всех радостей жизни, тем самым становясь равным своей родне и даже своему сеньору и государю. Можно было даже рассчитывать на хорошую церковную карьеру — если повезет, конечно.
Горожане в Средневековье — это бывшие крестьяне, которые ради безопасности решили жить в узком пространстве под прикрытием каменных стен. Зачастую города возносили посреди пустых бескрайних просторов.
Люди обитали в темных комнатах, с общими кухнями, колодцами и выгребными ямами, со сточными канавами посреди улицы. Цены на недвижимость были кусачими — так, в Милане XII века земля в черте города стоила в 36 раз дороже, чем за стенами.
«Эти каменные мешки представляют собой облюбованные гидами и туристами „исторические центры“ современных городов, разросшихся в эпоху индустриализации и успехов экологии. Жить в них почти невозможно сегодня и было не слишком удобно тогда»
Дом крестьянина представлял собою обычную лачугу с земляным полом. Разумеется, без окон — в холодное время года их просто нечем было заслонить. Сначала семьи спали все вместе около очага — единственного теплого места в доме. Свои, чужие, родные, близкие, соседи, приглашенные, трезвые и пьяные — интим тогда еще не придумали, не до того было, нужно было греться.
Когда кто-то додумался подвинуть очаг к стене и надстроить над ним дымоход, то появилась возможность отапливать отдельные помещения. Зимой в доме вместе с людьми жила скотина и птица, которая иначе просто не пережила бы морозов.
Жизнь наших далеких предков во времена Средневековья трудно назвать простой. Осознавали ли они свои несчастья или же были счастливы тому, что имеют? Ответ ищите в книге Олега Воскобойникова «Средневековье крупным планом» — и, поверьте, вы найдете чему удивиться.